ФОНД АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Возвращение семи икон на башни московского Кремля

28 августа 2023 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил воссозданную икону Спаса Нерукотворного на Спасской башне Кремля со стороны Соборной площади. 13 лет назад лик Спаса со стороны Красной площади освящали именно в День Успения Пресвятой Богородицы, главный престольный праздник Московского Кремля. Вторая икона Спасителя была возвращена на свое место также под руководством Фонда Андрея Первозванного.

"Пусть сегодняшнее символическое событие освящения иконы на Спасской башне поможет всему нашему народу осознать, что наступило новое время, когда мы смело можем сочетать духовное с материальным, политическое со священным, практическую деятельность человека с молитвой и верой в Бога",заявил патриарх Кирилл.

Двухчастный образ Спаса Нерукотворного – финальная икона, освященная патриархом. Теперь, после многих лет поисков и исследований, на все проездные башни Московского Кремля вернулись иконы, историческая справедливость восторжествовала.
Исторически над воротами всех проездных башен Кремля располагались образа. Их возвращение началось в 2007 году с рассказа епископа Женевского и Западноевропейского Михаила. По легенде, которую передавали потомкам "белые офицеры", считалось, что в проездных башнях Кремля в двух киотах сохранились замурованные иконы: на Никольской и Спасской башнях. После исследовательской и реставрационных работ, в 2010 году Фонд Андрея Первозванного явил святыни миру. Остальным башням Кремля повезло меньше.

В 1923 году была создана комиссия, которая должна была заниматься вопросами облика Кремля. И по архивным документам видно, как идет сражение за каждый образ. Но иконы XIX века не считались в начале ХХ века обладающими историко-художественной ценностью. К 1930 году большинство ликов счистили.


Кропотливые поиски
Реставраторам мастерской Игоря Грабаря удалось сохранить под слоями штукатурки только фрески на Спасской и Никольской башнях со стороны Красной площади. Все что возможно после 2007 года отреставрировали, а остальные семь икон воссоздали по образцам середины XVI–XVII века.

Огромную кропотливую работу в архивах осуществил историк-архивист Анатолий Анатольевич Оксенюк. Результатом стало понимание, какие образы располагались в том или ином киоте.

На основе этого исследования специалистами АО "МНРХУ" была создана концепция воссоздания икон и подготовлены эскизы. Работа на всех этапах оценивалась и корректировалась научно-методическим советом по культурному наследию при министерстве культуры РФ.
Конец 1860-х
Фотография начала XX века
Фотография 1917 года. Из собрания ГМСИР
На фото: Современный вид киота над проездными воротами в отводной стрельнице Боровицкой башни
«В 1923 году, когда был поднят вопрос о снятии религиозных изображений в Кремле, то комиссией ЦГРМ в числе изображений, снятие которых не может быть допущено, были упомянуты и иконы на Боровицкой башне: "с наружной стороны икона Ярославских святых 18 века, с внутренней стороны икона Иоанна Предтечи 18 века".

Но уже в 1925 году при очередных попытках администрации Кремля снять религиозные изображения, новая комиссия отнесла изображения к "не представляющим интереса".

При этом в акте осмотра была допущена ошибка с наименованием иконы, в связи с Боровицкой башней была упомянута икона святых Бориса и Глеба с Кутафьей башни: "Боровицкие ворота имеют снаружи над въездом иконы конца 18-нач.19 века Бориса и Глеба с Александром Невским и Алексеем человеком Божиим и со стороны Кремля икону конца 18 нач. 19 века Иоанна Предтечи. Обе иконы художественного интереса не представляют и могли бы быть вместе с зонтами сняты при том же условии, что если под ними не обнаружатся древние фрески, таковые должны быть выявлены. Находящийся на стене крест с главы древнего разобранного в первой половине храма Рождества Иоанна Предтечи может быть снят и перенесен в музей".

Вероятно, в этом же году иконы с Боровицкой башни были удалены, при этом с внешней стороны башни был также удален киот, на месте которого впоследствии были установлены часы.

Из «Материалов о надвратных иконах на башнях Московского Кремля», авторы О.Г. Новикова, кандидат технических наук, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, А.А. Оксенюк, кандидат исторических наук
Истории помогла современность
Бригада из 10 художников сотворила иконы, которые достоверно воспроизводили исторические реликвии, но при этом использовали современные технологии.

"Воссоздавать иконы было сложно, нечеткие черно-белые фотографии конца XIX - начала XX века не давали представления о деталях цветной иконы,- рассказывает Сергей Павицкий, бригадир художников-реставраторов. - Но мы справились, взяв за основу фрески из монастырей".

То, что мы сегодня называем "древними традициями", наши предки именовали "немецкими методами". Старые иконы на Спасской башне была написаны на дереве и сохраняли цвет только за счет постоянного "поновления", т.е. бесконечной реставрации. А вот нынешняя икона - на латунной основе, краски и лаки - на акриловой основе. За счет чего она продержится, не теряя яркости, многие годы, пояснил реставратор.
Каркас нынешних икон металлический, крепежи разрабатывали инженеры, акриловые краски лаки и грунты исследовали во временных камерах – материалы должны были выдерживать разные температуры и влажность.

Все семь новых икон воссозданы методом научной реставрации. Ключевыми специалистами, которые направляли работу художников, писавших иконы были: Андрей Леонидович Баталов, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля, член президиума научно-методического совета по культурному наследию при Минкультуры России и Лев Исаакович Лифшиц, член президиума научно-методического совета по культурному наследию при Минкультуры России.
Согласно церковному преданию появление образа Спаса Нерукотворного над проездными воротами Спасской башни связано с избавлением Москвы от осады войском Мехмед I Гирея в 1521 г. Тогда были написаны иконы Спасителя (на восточной стене) и Богоматери со Святителями московскими Петром и Алексием (на западной стене).

Появление живописного образа Спаса Нерукотворного над образом Богоматери Печерской связано со встречей царем Алексеем Михайловичем чудотворного Нерукотворного образа из Вятки в 1658 г. В 1866 г. иконы были счищены и написаны заново, а в 1923 г. было принято решение об удалении икон с фасада. Исследования, проведенные в 2015 г., подтвердили полную утрату живописи в киоте.

Для соблюдения исторической достоверности эскиз воссоздаваемого образа был разработан на основании иконографии, известной по рисунку 1860-х гг. и фотографиям начала XX в. Двухчастный образ в верхней части содержит изображение Спаса Нерукотворного в иконографическом изводе «Спас на убрусе», плат поддерживают два ангела. Нижний сегмент занимает образ Богоматери Печерской с предстоящими святителями Петром и Алексием.
Двухчастный образ Спаса Нерукотворного
Образ «Святая Троица»
Первые упоминания о надвратном образе «Святая Троица» над Троицкими воротами относятся к середине XVII в. На протяжении веков Троицкая башня многократно перестраивалась, а надвратные образы поновлялись.

В 1925–1926 гг. из-под многочисленных поздних записей была раскрыта фресковая живопись, датированная XVII–XVIII вв. По архивным данным известно, что в 1930 г. фреска была закрыта штукатуркой, однако проведенные в 2018 г. исследования показали полное отсутствие следов живописи в надвратной нише.

Иконография воссоздаваемой иконы повторяет древнюю композицию, запечатленную на фотографиях 1925 г.: образ представляет собой традиционный для древнерусского искусства иконографический извод Троицы Ветхозаветной (сцена Гостеприимства Авраама). Три ангела, явившиеся к Аврааму и жене его Сарре, представлены за столом, в центре которого помещена чаша с закланным тельцом, эту чашу благословляет центральный ангел. Фоном для сцены выступают архитектурная постройка, горы и дуб Мамврийский, поддерживающие на композиционном и символическом уровне идею триединства.
Первые упоминания о надвратном образе «Святая Троица» над Троицкими воротами относятся к середине XVII в.
"Мною произведены работы по восстановлению фресок на Троицкой башне в Кремле. При удалении масляной закраски XIX века с картины Троицы и херувиме обнаружены большие утраты на фонах который был на Троице золотым, а на херувиме бирюзовым. Почти утратился дуб, остались только одни контуры во многих местах, а именно: на голове Сарры, на стульях ангелов и по низам осыпалась фреска, видимо при удалении позднейших рам и ризы. ...

Фреску можно относить к XVII веку, раму к XVI веку. Для наружной фрески сохранность хорошая. С наружной стороны после зарисованной копии Знамение с 4 Евангелистами было приступлено к удалению железных прутьев, которые были прикреплены железными болтами прямо к фреске (держали очевидно массивную раму).

Согласно распоряжению комиссии мною было приступлено после копирования к удалению остаток фресок XVII века херувимов с уцелевших 1/5 круга 1 целый и 2 сохранились наполовину, видимо когда снимали раму то сильно разрушили при снятии рамы. Снятые эти куски пока хранятся в ящике у Н.Н.Померанцева. …

Восстановлен кругом Знамения из цветных камней круг и удалены прописи с Евангелистами опавшие части заделаны известью. В заключение фрески покрыты воскомастикой». 1925 г. производитель работ П.И. Юкин.

Из «Материалов о надвратных иконах на башнях Московского Кремля»

Казанский образ Божией Матери с ангелами
В архивных источниках не зафиксировано время появления живописи на западном фасаде Никольской башни, над аркой проездных ворот. К середине XVII в. (описание путешествия Павла Алеппского, 1655 г.) относится свидетельство о наличии на западном фасаде Никольской башни образа Господа с предстоящим ему св. Леонтием и архиереями Ростова, этот образ упоминается в исторических источниках до 1720 года.

Не установлено, когда именно произошла замена образа Спасителя на образ Казанской Божией Матери в окружении четырех ангелов, однако позднее утраченная в 1920-е гг. живопись была датирована 1898 г. В 1922 г. было принято решение сбить с фасада башни фреску как не представляющую художественной ценности.
Не установлено, когда именно произошла замена образа Спасителя на образ Казанской Божией Матери в окружении четырех ангелов, однако позднее утраченная в 1920-е гг. живопись была датирована 1898 г.
Многочисленные фотографии конца XIX – начала XX вв. позволили с исторической точностью воссоздать образ в технике монументальной живописи. Образ Казанской Божией Матери заключен в живописную раму, которую поддерживают четыре ангела. Согласно традиционной иконографии, Богоматерь облачена в синий хитон и мафорий кирпично-красного цвета. Христос представлен фронтально в бело-золотых одеждах, с жестом благословения.
Образы св. Иоанна Предтечи, Елены и Константина
Первое упоминание о надвратном живописном образе на Боровицкой башне принадлежит архидиакону Павлу Алеппскому и относится к середине XVII в.: «Четвертые ворота, возвышающиеся над царскими цветниками и садами, находятся с юго-западной стороны Кремля; на них образ Иоанна Крестителя».

На протяжении XVI–XIX вв. Боровицкая башня многократно перестраивалась, последний раз – в 1863 году. Можно предположить, что икона Иоанна Предтечи, отнесенная в 1925 г. к разряду «не представляющих интереса» и впоследствии уничтоженная.

Впервые о святых образах равноапостольных Константина и Елены на Кутафье башне также зафиксировано в записках архидиакона Павла: «Снаружи на воротах упомянутой башни стоит образ царя Константина, а над внутренними воротами — образ царя Владимира». Однако дальнейшая история бытования и уничтожения этого образа не отражена в архивных и фотографических материалах.
Фото: Ф. Алексеев. Церковь Иоанна Предтечи, Боровицкая башня и Конюшенный приказ. 1800 г.

«Одним из первых изображений надвратных икон на Боровицких воротах Кремля является картина Алексеева 1800 года, где показана внутренняя часть башни с церковью Иоанна Предтечи и Конюшенным приказом. На этой картине отчетливо виден киот над проездом. Тем не менее сведения о первоначальном надвратном образе не найдены». Из «Материалов о надвратных иконах на башнях Московского Кремля»

При работе над воссозданием утраченного надвратного образа святого Иоанна Предтечи была использована иконография, известная по фотографии конца XIX в. Святой представлен на иконе в традиционной власянице, подчеркивающей аскетизм образа. Правой рукой Иоанн Предтеча осеняет себя крестным знамением, а в левой руке держит посох, увенчанный процветшим крестом. В верхней части композиции помещен шестикрылый серафим.

При воссоздании образа равноапостольных святых было принято решение представить в киоте на южной стороне башни святого императора Константина и его мать Елену. Фигуры на иконе представлены симметрично, в небольшом повороте к Святому Кресту, размещенному в центре. Этот иконографический извод отсылает к празднику Обретения Креста Господня и встречается в древнерусском искусстве уже с домонгольского периода.

При воссоздании иконы св. князя Владимира было принято решение ориентироваться на канонические изображения святого. В первую очередь, на его образ в росписи Архангельского собора Московского Кремля, 1652‒1666 гг., близкий по времени создания первоначального образу на Кутафье башне.

Образы святых князей-страстотерпцев представлены в молитвенных позах в развороте друг к другу, в предстоянии образу Спасителя, помещенного в верхней части иконы. За образец подобной иконографии были взяты канонические образы святых Бориса и Глеба, созданные в XVII–XIX вв.
Иконы св. князей Владимира, Бориса и Глеба
Фото: Ниша над входом в Кутафью башню. Начало XX в.

Образ святого Владимира над внутренними воротами Кутафьи башни упоминается уже в середине XVII в. в описании Павла Алеппского. Также в описаниях 1910–1912 гг., сделанных протоиереем Н.А. Скворцовым, представлена информация, что со стороны моста был написан образ святого равноапостольного князя Владимира, а в киоте со стороны Александровского сада — образы святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, изображенные на камне и находящиеся к началу XX в. в ветхом состоянии.

После революции, когда начал подниматься вопрос о снятии религиозных символов со зданий Московского Кремля, комиссией Центральных государственных реставрационных мастерских живописный образ святого равноапостольного князя Владимира был признан памятником XVIII в. и должен был подлежать сохранению. К сожалению, этого не произошло.

Дальнейшая судьба образов благоверных князей доподлинно неизвестна, не сохранилось фотографических материалов, на основании которых возможно было бы точно реконструировать иконографию.