Актуальное наследие
Социальные инициативы
Семья
Восстановление надвратных икон Московского Кремля: икона Спасителя
Фонд Андрея Первозванного выступил с инициативой восстановления надвратных икон на башнях Московского Кремля в 2007 году. Это предложение было одобрено Президентом России Владимиром Путиным и получило благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.

В феврале 2010 года начинается исследование киотов. Несмотря на все бюрократические препоны, учёные подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки. Таким образом, Фонд Андрея Первозванного стал инициатором исторической̆ сенсации.

Сейчас же, в том числе, благодаря усилиям Председателя Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимира Якунина на Спасской и Никольской башнях вновь располагаются иконы Спасителя и Святителя Николая. Каждое 9 Мая Министр обороны России, осеняет себя крестным знаменем, выезжая из Спасских ворот на Красную площадь во время праздничного парада в честь победы в Великой Отечественной войне.
Исторически Московский Кремль являлся не только светским, но и духовным центром Российского государства, будучи средоточием церковного управления и наиболее чтимых в народе святынь — мощей, икон и храмов.

Конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты, можно увидеть с внешней стороны Спасской, Никольской, Кутафьей, Троицкой, Константино-Еленинской башен, а также с внутренней стороны Спасской, Троицкой и Боровицкой башен.

Спасские ворота являлись главными из всех Кремлевских и всегда почитались святыми. В древности эти ворота назывались Фроловскими или Фрололаврскими, по имени находившейся рядом церкви Фрола и Лавра.

Иногда ворота назывались Иерусалимскими, поскольку в Вербное Воскресенье через них совершался крестный ход, изображающий вход Господень в Иерусалим. Указ царя Алексея Михайловича от 16 апреля 1658 года закрепил за ними название Спасских по образу Спаса Смоленского, а также церкви Спасителя, существовавшей у Москворецких ворот до конца XVIII века.

Выросшие в советское время поколения привыкли видеть белые прямоугольники над воротами Спасской башни.


Главные ворота Кремля
Стены и башни Московского Кремля были свидетелями ключевых событий отечественной истории. Чаще всего названия кремлевских башен связаны с иконописными образами, которые на них располагались. Спасская башня получила свое название благодаря иконе Спасителя. Над воротами Никольской башни находился образ святителя Николая Чудотворца. До революции иконы Кремля были особенно почитаемы народом. Главными воротами были Спасские.

Через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещенным на внешней стороне башни и освещаемым неугасимой лампадой. Тот, кто ослушивался святого правила, должен был сделать 50 земных поклонов.
Спасская башня получила свое название благодаря иконе Спасителя. Над воротами Никольской башни находился образ святителя Николая Чудотворца.
От ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России, начиная с царя Михаила Федоровича, перед коронацией торжественно проходили через них.

Игорь Данилевский, историк: «При царе Алексее Михайловиче начинают совершать ежегодно такое действо – «въезд на осляти» в Спасские ворота Кремля. Патриарх вместе с царем проходили путь, который прошел Христос. Они заходили на Голгофу (лобное место внутри кремлевских стен), с Голгофы раздавали освященные вербы. В этот момент Кремль рассматривался как Иерусалим. Как тот самый небесный Иерусалим, который встретил Спасителя».
«Есть красочный слой!»
В апреле 2010 года, по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, были начаты работы. Тендер по конкурсу выиграло ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» (МНРХУ).

С 23 по 27 апреля 2010 года специалисты ФГУП МНРХУ провели зондаж в киотах Спасской и Никольской башен со стороны Красной площади. Натурные исследования подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки.

Владимир Якунин: «Первая информация после начала работ пришла со Спасской башни. «Там есть красочный слой, — такое было сообщение».

Зондажи попали на изображение Евангелия в руке Спасителя и на фигуру Сергия Радонежского. Стало очевидно, что икона сохранилась, причем очень хорошо — примерно на 90%. Икона Спасителя относится к концу XVII — началу XVIII века. Реставрационные работы на Спасской башне начались 29 июня. За ходом научной реставрации тщательно следила комиссия искусствоведов и реставраторов.
Воссиял лик Спасителя
28 августа 2010 года, ровно в 3 часа дня по московскому времени, с боем курантов, под звуки церковного песнопения из ворот Спасской башни на Красную площадь, где, несмотря на проливной дождь, собрались тысячи верующих и более ста священнослужителей, вышли Патриарх Московский всея Руси Кирилл и Президент РФ Дмитрий Медведев.

У Спасских ворот их встретил Владимир Якунин, который сообщил главе государства и Патриарху Кириллу о завершении работ по реставрации надвратной иконы на Спасской башне Московского Кремля.

Патриарх Кирилл совершил освящение отреставрированной иконы. Специально для этой церемонии возле Спасских ворот установили подъемник, который позволил окропить икону святой водой на высоте десяти метров.

Патриарх Кирилл: «На Спасской башне появился лик Спасителя — это, конечно, символ».
Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница Его с благословляющими перстами опущена вниз, а в левой руке он держит Евангелие, раскрытое на словах:

«Рече Господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто войдет, спасется».

К стопам Спасителя припадали преподобные Сергий и Варлаам. По преданию, во время нападения на кремлевские стены вражеского войска, игуменья одного из монастырей Кремля увидела сон. Спаситель покидал Москву, потонувшую в грехах, а преподобные Сергий и Варлаам припали к его ногам и умоляли остаться.