Одним из направлений проектов учеников Школы общественного действия четвертого потока стала помощь в социализации и профориентации детей и молодежи своих территорий.
Примечательно, что все докладчики этого блока заключительной конференции ШОД изначально имели лишь идею будущего проекта, а полностью проработать ее от формулировки целей и задач до наполнения конкретными мероприятиями и соискания грантовой помощи помогли наставники.
«Лаборатория ПРО»
Лариса Гордеева из Новосибирска (на фото вверху) вышла из ШОД с проектом «Лаборатория ПРО». Он направлен на вовлечение школьников старших классов и молодежи, а также глухих и слабослышащих людей в социальное проектирование.
Лариса работает в сфере молодёжной политики, поэтому видит имеющийся городской ресурс и направления для его развития. Так возникла идея на базе молодёжного центра открыть молодежный проектный офис. Изначально планировалось работать с обычной молодежью, но поступил запрос от глухих и слабослышащих жителей и проект был адаптирован и для них.
Молодежь по замыслу авторов проекта пройдет обучение по развитию проектного мышления, гибких навыков. Курс будет переведён на язык жестов. Таким образом старшеклассники и учащиеся профучилищ смогут раскрыть свой потенциал, поднять самооценку, стать полезными обществу. Проект включает в себя онлайн-курс, тренинг и матер-классы, форм и круглый стол.
Практические занятия – это восемь тренингов, один из которых с участием сурдопереводчика, а также 25 консультаций. Также наставники помогут выработке стрессоустойчивости, общению в команде, знакомству с практиками тайм-менеджмента, способами продвижения проекта.
Всего запланировано провести 32 мероприятия с 550 участниками, сделать 85 публикаций в сети интернет и достичь охвата в 125 тысяч просмотров.
- Мы хотим переключить мышление молодежи в позитивное поле, а наш центр - это площадка для самореализации, - подчеркнула Лариса Гордеева. – Мы мечтаем, что каждый участник сможет найти финансирование если не на форуме, то подать свой проект на соискание гранта. Эти проекты повлияют на изменение культурной, экологической, социальной сфер жизни города.
Проект приобрел окончательные очертания и структуру на занятиях ШОД, очень пригодился опыт проекторного офиса другого региона. На момент презентации, проект был подан на соискание грантовой поддержки Росмолодежи.
«На работу будь готов!»
Татьяна Вербицкая – руководитель общественный организации поддержки семей с детьми-инвалидами «Мы вместе» Тулы, которая работает с 2015 года. НКО уже реализовало 20 социальных проектов, охватило целевую группу в 1920 человек, выиграло региональный грант. Сейчас НКО реализует 4 проекта.
Татьяна также изначально пришла в ШОД с целью расширения уже реализуемого проекта. Но в процессе общения с наставником – Олесей Викторовна Назарой (эксперт по социальному проектированию, грантрайтингу, молодежной политике и event-менеджменту, заместитель директора АНО "Центр молодежи и общественных инициатив" Пскова) - цель трансформировалась в новое направление.
- Обучение в ШОД помогло оформить идею в готовый, систематизированный проект, работа в малых группах помогала взглянуть на собственный проект со стороны, доработать его, - поделилась Татьяна. – Очень важно получение в ШОД горизонтальных связей. У меня появилось несколько друзей-единомышленников в разных регионах.
Новый проект «На работу будь готов!» родился из проблемы выбора и получения будущей профессии, которая стоит перед детьми с инвалидностью и ОВЗ как ничто остро. Статистика Тульской области говорит, что из 5,5 тысяч детей-инвалидов подростков – 20 процентов. Трудоустраиваются по стране все лишь 11,5 процентов инвалидов детства. Поэтому целевая группа проекта это не только молодые люди с инвалидностью в возрасте 14-20 лет, но и их родители, так как они имеют большое влияние на детей.
Татьяна отметила, что часто инвалидам детства трудоустроиться мешает внутренняя зажатость, страхи и низкая самооценка. Поэтому еще одна задача проекта – помощь в повышении мотивации. Ребята должны четко сформулировать, какой профессии они хотят обучиться, где и как это можно сделать, а также кто и как потом возьмет их на работу.
Реализовывать проект планируется в 2024 году. Уже подбриваются партнеры, создана группа ВКонтакте, формируется бюджет.
«Детская школа пространственного мышления»
Лилия Ахметова из города Стерлитамак республики Башкортостан разработала с помощью наставников ШОД проект «Детская школа пространственного мышления». Он нацелен на вовлечение школьников в исследование городского пространства и получения системных знаний о родном городе.
Автор работает в художественном музее города Стерлитамака. По замыслу автора проект поможет детям преодолевать проблемы цифровой зависимости, а также научит использовать гаджеты для творческого и созидательного процесса.
Проблема Стерлитамака, по мнению автора, в оттоке молодежи в крупные города, потребительском отношении к жизни и иждивенческой позиции по отношению к городу. Нередко встречается вандализм.
С наставником – Светланой Леонидовной Заболотских (эксперт по социальному проектированию, маркетингу и фандрайзингу, Master of Arts in Cultural Management (The University of Manchester, UK), член ассоциации менеджеров культуры) - были прописаны цели, задачи проекта, формат продвижения. Проект получился комплексным, уникальным и универсальным одновременно. Целью проекта стало вовлечение школьников старшего звена, их родителей, педагогов в структурное проектирование для улучшения городской среды города. Проект предполагает оттолкнуться от краеведческого материала и развиться до полноценного школьного движения «Стерлитамак – город будущего».
Ребята вместе со взрослыми разработают дорожную карту развития города. Проекты ребят будут выносить на ярмарки социальных проектов для их выбора и дальнейшего развития. Взрослым жителям города проект даст видение направлений развития города, поможет в преодолении иждивенческой позиции, а для школьников – в развитии надпредметных компетенций, расширении кругозора, практическом знакомстве с различными профессиями и профессионалами, интересными люди.
- Я для себя много почерпнула в ШОД. Проект настолько хорошо был проработан вместе с наставником, что удалось сразу же подать его на соискание премии «Мы вместе», а также готовится для подачи на грант главы Стерлитамака, - поделилась Лилия.
Медиа-школа «Мой выбор»
Татьяна из муниципальной газеты «Приосколье» пришла на ШОД с мыслью о снижении качества знания русского языка, старения кадров в журналистике, миграции молодежи в большие города, а также нежелании их общаться вживую.
- Ребята не умеют фильтровать информацию из сети, популярность получают псевдо-профессии блогера, рисуется картина необязательности образования, - поделилась Татьяна.
Ее наставник – Татьяна Сергеевна Мерзлякова (эксперт по социальному проектированию и грантовому фандрайзингу, директор АНО «Добрая Казань») - помогла структурировать и собрат проект вокруг главной идеи. Его задача решить несколько проблем: сохранение муниципальной печатной прессы и чистоты русского языка, помочь в профориентации молодежи и формирование кадрового потенциала.
Уже к декабрю 2024 году на базе редакции планируется создать медиа-школу «Мой выбор», обучить 30 ребят. Молодежь приобретет навыки общения, работы в команде. Вместе с журналистами дети подготовят серию очерков о местных тружениках, что поможет лучше узнать свой регион, его достижения и потребности. Готова заявка на грант.
- Работа в ШОД принесла совершенно новый опыт обучения, - делится журналист. - Спасибо организаторам за работу. Все было ненавязчиво, но продуктивно. Очень грамотно подобран материал для обучения. Обратная связь помогает ориентироваться в работе. Мини-группы помогают формулировать и доносить свою позицию. Советы коллег просто бесценны. Общение с наставником дало корректировку темы, открыло новые аспекты в работе. Мы даже продумали миссию газеты в целом. Плюс ШОД принесла новые знакомства, которые показали, что в России очень много настоящих подвижников, это окрыляет.
После выступлений выпускников ШОД слово взяли эксперты. Наталья Владимировна Шимина (социальный предприниматель, создатель, главный редактор ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ, член Союза журналистов России, автор и разработчик серии мастер-классов по работе с НКО и медиа продвижению, специалист по связям с общественностью и фандрайзингу АНО "Приют для животных "Преданное сердце" г. Санкт-Петербург,) говоря о проекте Татьяны Вербицкой, подчеркнула, что нужно постоянно помнить о просвещении и разрушении мифов.
- Может ли человек с ОВЗ работать или нет? Нужно искать позитивные Истрии в обществе, опыт работодателей, других НКО в этой сфере. Проект замечательный, имеет большую перспективу. Что касается редакции, тут главное избегать категоричности, так как всегда говорили, что молодёжь какая-то не такая. На самом деле при объективном подходе можно использовать современные форматы во благо. Нужно только подсказать. Ребёнок может взять камеру и сделать сюжет. В журналистике нужно постоянно учиться и взрослым тоже.
Дмитрий Дмитриевич Забиров (эксперт по социальному проектированию развитию сообществ и игровых методов в образовании, модератор и руководитель проектной работы на образовательных программах МШУ «Сколково», разработчик игровых программ и игровых модулей бизнес-обучения, настольных игр и ролевых игр живого действия, управляющий партнёр Казанского игропрактического центра, член экспертного совета кафедры "Игропрактика" Академии социальных технологий) отметил, что в вопросах социализации и профориентации важно сокращать дистанцию с работодателями и больше коммуницировать с жителями. Задачи должны быть максимально предметны и привязаны к территории.
Председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Иванович Якунин напомнил о существующем законодательстве в помощь трудоустройства инвалидов.
- С крупными компаниями нужно создавать совместный план по трудоустройству инвалидов и работать вместе. Эти проекты - хорошая возможность для симбиоза НКО, государства, работодателей и жителей.
С.Л. Заболотских посоветовала Ларисе Гордеевой пригласить для оценки работ ребят не только экспертов, но и НКО, бизнес, администрацию, просто активных людей. Их опыт поможет повысить мотивацию ребят для реализации своих проектов.
- Анны Коломенской, г. Воронеж, проект «Всё по-другому: преодоление социальной изолированности людей с инвалидностью»;
- Елизаветы Гусевой, п. Первомайский Тамбовской области, проект «Инклюзивный семейный центр» по поддержке молодых людей с инвалидностью;
- Ольги Криволаповой, г. Железногорск Курской области проект «Территория безграничных возможностей: физическая реабилитация детей и молодых людей с инвалидностью и ОВЗ с использованием методик адаптивного туризма и скалолазания»;
- Аси Кузьминой, г. Тверь, проект «Арт-встречи»: помощь женщинам, переживающим ситуацию утрат и потерь».
- Оксаны Горевой, г. Санкт-Петербург, проект «Надежда-детям»: помощь детям с онкологическими заболеваниями и их семьям»;
- Виктории Третьяковой, г. Москва, проект «Маме, папе выходной»: профилактика родительского выгорания;
- Натальи Григорьевой, гНовочебоксарск, Чувашская республика, проект «Клуб приемных семей».