ФОНД АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО
Статьи и интервью

Глазами читателя. 10 ярких публикаций конкурса «Семья и будущее России-2024»

Социальные инициативы Эксперты "Семья и будущее России" Конкурс "Семья и будущее России"
Подборка ярких и запомнившихся работ Всероссийского конкурса «Семья и будущее России» Фонда Андрея Первозванного в номинации «Интернет СМИ» от эксперта конкурса, экс-редактора журнала для настоящих пап «Батя», корреспондента Агентства социальной информации Александры Оболонковой.
Оценивать работы коллег — невероятно сложно. Читаешь текст, а видишь труд — серьезный и кропотливый или, наоборот, несколько небрежный. Думаешь, как можно было бы лучше структурировать рассказ, подсветить детали, расставить акценты. Или, наоборот, восхищаешься (и даже немножко по-белому завидуешь), как здорово автор раскрыл героя и как объемно показал тему.
А хочется просто побыть читателем, его глазами увидеть текст.
Кстати, как выясняется, мы, ограниченные дедлайнами журналисты, не всегда можем себе это позволить со своими собственными материалами. В результате упускаем из виду то, за что зацепится глаз читателя, что отвлечет его, заставит спорить и задавать лишние вопросы или заскучать и бросить чтение, не дойдя до сути.
Поэтому сначала хочется всем нам пожелать обращать внимание на досадные мелочи, пропуская которые, мы в итоге не доносим свою большую и важную мысль. Пусть у нас у всех будет больше возможностей посмотреть на собственные тексты свежим взглядом читателя, впервые открывающего для себя тему и наших героев.
Достаточно ли информации, все ли ясно, четко и последовательно рассказано? Что мы несем читателю своим материалом? Нет ли занудства? Что в тексте может увлечь и не теряется ли это за большим количеством лишних слов?
Кстати, заинтересованный и вовлеченный читатель многое может не заметить и простить даже далеко не самому идеальном автору! Но вывели ли мы на первый план то, что может его зацепить?
В моей личной подборке конкурсных текстов 2024 года не только материалы победителей. Но это тексты, которые увлекли меня, тронули, запомнились, и мысли, возникшие во время прочтения которых, продолжали крутиться в голове и когда я уже нажала на крестик в углу интернет-страницы.
На самом деле, таких материалов больше, но расскажу о десяти, условно разделив их на пять категорий.

Как это устроено

Действительно, бывает интересно узнать, как устроено что-то, с чем мало или совсем не сталкиваешься в своей жизни.
Например, как устроено закрытое учреждение. Автор текста показывает жизнь Дома ребенка изнутри. При этом в тексте есть место как сухой информации и статистике, так и деталям повседневной жизни. Сбалансировано, без перебора и напряжения, простыми словами, короткими предложениями главврач и журналист ровно и буднично рассказывают в общем-то о страшном — о брошенных детях. И это спокойствие, обыденность и просто констатация факта, что у ребенка, попавшего в семью, меняется выражение лица, как раз и вызывают эмоцию.
Материал о том, как устроена жизнь молодой поп-звезды, занимающейся волонтерством. Как находится на это время, откуда возникло такое желание, есть ли взаимопонимание с семьей и с друзьями. Сын и отец рассказывают вместе, и в тексте даются ответы на вопросы, которые могут возникнуть у придирчивого читателя. Как же юноша, который воспитывался в православии, пишет песенки для девочек в коротеньких шортиках? Или почему, если он сам так активно вовлечен в помощь другим, он волонтерит с папой, а его друзья не больно-то включаются? При этом автору и героям текста удается не противопоставить людей разных поколений, вкусов и взглядов.

Проблемная тема

Непростая задача стоит перед журналистом, когда он пишет материал о конкретной проблеме — с одной стороны, нужно постараться показать ее с разных ракурсов, с другой — не перегрузить читателя.
Материал разъясняет, зачем и как можно помочь семье, родители в которой «пьют, плохо обращаются с ребенком или не в состоянии о нем позаботиться» - так герои этого текста обозначены в первом предложении. Журналист приводит много примеров (причем не только успешных) из практики трех благотворительных фондов. Главная мысль — если неблагополучную семью «подхватить» и поддержать, она может стать обычной, и ребенок не окажется в детском доме. В тексте показано, что иногда достаточно оказать даже небольшую материальную помощь, чтобы создать приемлемые условиях для воспитания детей. Много рассказывается о людях, которые лечатся от зависимости или решают свои психологические проблемы, и у них получается вернуться в ресурсное состояние и к выполнению родительских обязанностей. Но можно ли и стоит ли помогать тому, кто «плохо обращается с ребенком», ведь это-то как будто делается не от нужды?.. На вопрос, который может возникнуть у читателя в самом начале статьи, автор в последнем абзаце дает ответ еще одним жизненным примером.
К сожалению, вечно актуальная тема — разводы. Как избежать, всегда ли нужно сохранять семью любой ценой, как пережить, если развод все же случился? Все эти вопросы много раз уже были заданы журналистами психологам, а те много раз на них ответили. Но цифры, как следует из статистики, данной в самом начале статьи, неутешительны. И в очередной раз нужно и важно говорить со специалистом о том, что семья — это «десять шагов навстречу друг другу», из которых на каждого из партнеров приходится по пять. Легкий для восприятия текст затрагивает серьезные вопросы и напоминает: идеальные представления не будут крепким фундаментом в личной жизни, строить отношения помогает психологическая зрелость, навыки коммуникации и готовность меняться.

Путь преодоления

Как журналистам рассказывать о бедах, горе и страданиях своих героев? У людей столько личных проблем, что вряд ли им хочется погружаться еще и в чужие. Читателю легче подпустить к себе чужую беду, если рассказывается не как о беспросветной тьме, а показывать и некий выход из нее. Он может быть маленькой щелочкой, например, облегчение боли и минуты радости паллиативного пациента, какая-то новая возможность у человека с инвалидностью, теплое воспоминание, которое осталось после потери близкого. Или это может быть настоящая история преодоления, которая еще и вдохновит читателя. Конечно, не нужно добавлять искусственный позитив туда, где его нет. Но не надо и рассказывать о горе только ради описания его во всех подробностях. От боли, даже если она всего лишь в тексте, инстинктивно хочется защититься. А сострадание и желание помочь скорее появляется, когда есть возможность увидеть хоть немного света.
Трагическая история молодого человека с высокофункциональным аутизмом, который пытался совершить самоубийство из-за невозможности трудоустроиться. Без работы талантливый 27-летний герой текста с РАС боится в будущем оказаться в интернате. Он окончил институт, успешно проходил обучение на различных курсах, но его не готовы взять даже просто перебирать книги в библиотеке. «Володе нужно было все время бороться», - говорит в тексте его мама. Это история преодоления, но без счастливого конца — диагноз у молодого человека не исчезнет, лечение не поможет, а мир вокруг него в одночасье не станет открытым к людям с нейроотличиями. Но в тексте есть надежда. Да, она, скорее, призрачная, и не факт, что после участия в очередной программе обучения для героя этой истории действительно найдется место, где он сможет быть востребован и нужен. Тем не менее, автор оставляет читателя с мыслью, что решения для такого рода проблем могут быть.
Удивительная история женщины, которая уехала с любимым мужем в Иорданию, стала многодетной матерью, но жила там, практически не имея прав, а когда овдовела, смогла получить профессию, вернуться в Россию и теперь помогает паллиативным детям и их мамам. Автору удалось рассказать историю почти 30 лет жизни живо и динамично. Эффект присутствия создается благодаря картинкам-эпизодам, добавленным к рассказу, — вот героиню благодарит пациента на улице еще в Иордании, а вот она уже встречается со своей подопечной в России. Между тем, это история про «трясину», в которой много лет жила сама героиня, не имея возможности выйти из дома, и в которой живут многие мамы тяжело больных детей. А еще - про огромную силу этих женщин и умение поддерживать других.

Мотивирующие тексты

Это тоже могут быть истории преодоления сложностей, в которых больший акцент сделан на позитивном настрое героев, их стремлении смотреть в будущее с надеждой и радоваться несмотря ни на что. Или это могут быть материалы, предлагающие совершить какие-то действия — например, всей семье заняться спортом или благотворительностью, поучаствовать в какой-то акции, пройти медицинское исследование, посетить психолога и так далее. Важно, чтобы после прочтения текстов, в которых приведены примеры, как здорово люди справляются со сложностями, находят время на развитие, добрые дела, читатель не оставался с ощущением «я так никогда не смогу». Потому что он и не должен вот так — у него своя жизнь. Но здорово, если он может из таких материалов что-то почерпнуть для себя — от идей и ответов на конкретные вопросы до просто положительных эмоций.
У шестилетней героини текста несовершенный остеогенез — врожденная ломкость костей. Это наследственное заболевание не лечится, но с этим сложным диагнозом можно жить, быть счастливой и даже, как выясняется, прыгать на батуте! Автор показывает жизнерадостную девочку, у которой, кажется, «внутри — маленький заводной моторчик». При этом журналист не скрывает проблем — пишет про многочисленные переломы и операции, обращает внимание, что малышка «немного прихрамывая, как маленькая уточка, бежит к маме». Рассказывает о труде, борьбе и огромной любви, в которой живет героиня текста. При этом автор обходится без жалостливых интонаций по отношению к девочке с тяжелой инвалидностью, а пишет о маленьком ребенке с большим уважением.
Интервью с сотрудницей школы приемных родителей, программа которой ориентирована на устройство в семью детей с инвалидностью. В тексте нет призыва обязательно брать в свою семью ребенка, тем более с ОВЗ, как раз наоборот. «Тренеру не трудно прокачать мотивацию клиента на поступок, особенно, если клиент с этим запросом и пришёл. Но если бы мы накачивали всех: “Возьмите ребёнка – будет классно!”, потом статистика по отказам сильно бы выросла», - говорит специалист. Школой руководит семья, которая приняла 16 детей разного возраста, у 12 из которых инвалидность. Но сама же героиня текста отмечает, что для многих это пример скорее фантастический, и далеко не каждый готов идти таким же путем. ШПР помогает принять не эмоциональное, а осознанное решение. Так же и мотивирующие тексты могут показывать, что есть вот такая сторона жизни, есть такие варианты и решения, но у читателей могут быть совсем другие.

На позитиве

В позитивных и легких текстах не поднимаются проблемы и нет героев со сложной судьбой, которые вызывают восхищение. В них могут быть просто собраны жизненные истории, милые воспоминания и впечатления никому не известных и самых обычных людей. Но не стоит недооценивать такие материалы. Тем более, что в информационном поле сейчас позитива явно не хватает.
Чтобы собрать яркие и совершенно не похожие друг на друга истории о том, как делались предложения руки и сердца, наверное, нужно постараться. Но это действительно любопытно почитать. А на фоне житейских примеров гораздо легче донести до читателя рекомендации психолога, как выстраивать взаимоотношения и находить взаимопонимание, и рассказать, что нет «правильных» вариантов — у каждого своя жизнь и свой выбор.
Ничего особенного и выдающегося в этом тексте нет. Коротенькие истории из детства, семейные привычки и традиции. Но практически у каждого читателя есть в запасе что-то такое, и этот текст будит теплые воспоминания или подталкивает, например, пойти и лишний раз обнять ребенка. И даже если с милыми семейными традициями пока не очень задалось, можно пробовать, придумывать, экспериментировать, чтобы потом было что вспомнить. Как говорит одна мама в этой публикации: «...каждый год я пеку куличи. Если честно, они не очень получаются, но я все равно не сдаюсь и продолжаю».
***
Бывает нам, журналистам, тоже кажется, что «не очень получается». Мы не слишком часто можем увидеть конкретные результаты своего труда — далеко не каждая публикация может решить даже маленькую проблему своих героев, не говоря уж о каких-то глобальных переменах.
Но маленькие и незаметные перемены происходят. Постепенно меняется в обществе отношение к инвалидности и сиротству, а когда в семье рождается ребенок со сложным диагнозом, родители быстрее узнают, как с этим дальше жить. Все больше участников вовлекается в волонтерские и благотворительные проекты. Люди активнее ищут экологичные способы решать проблемы во взаимоотношениях с близкими и возможности больше бывать рядом с ними. Не всегда это очевидно, но наш журналистский вклад тут тоже есть.
Поэтому давайте, несмотря ни на что, не сдаваться и продолжать рассказывать читателям то, что считаем важным и нужным.