ФОНД АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО
Статьи и интервью
Социальные инициативы Конкурс "Семья и будущее России" Актуальное наследие

О главном – не только в Год семьи

Объявленный в России Год семьи в какой-то мере взбодрил медиаиндустрию, побуждая редакции больше внимания уделять социальной тематике, говорить о традиционных семейных ценностях. Но хочется отметить, что перемены произошли не на пустом месте: задолго до этого на радиостанциях страны стали появляться яркие, нужные программы, посвященные обсуждению проблем современной семьи, вопросам воспитания детей и взаимопонимания в кругу родных людей. И огромную роль в этом сыграл учрежденный ещё в 2014-м году Фондом Андрея Первозванного конкурс «Семья и будущее России». Он сподвиг многих радиоведущих не только задуматься о создании собственных семейных проектов и доказать сопротивляющемуся руководству, что они необходимы, что «обязательно впишутся в формат», но и начать работать над повышением своего журналистского мастерства.

Чем зацепить внимание слушателя?

Ведь критерии, по которым организаторы конкурса предлагают членам жюри оценивать работы участников, строгие, но справедливые: это и оригинальность подачи материала, и разнообразие тем и жанров, и привлечение разных экспертов. То есть ценится искреннее желание сделать что-то по-настоящему интересное, эмоционально цепляющее, с использованием выразительных средств радиожурналистики. Хорошо подобранное музыкальное оформление, уместные в контексте разговора шумы, многоголосица, вплетение в материал элементов разных жанров, продуманная композиция позволяют программе звучать в буквальном смысле выигрышно: завоевывать сердца радиослушателей и побеждать на всероссийском конкурсе. Давайте рассмотрим, какими профессиональными приёмами воспользовались авторы лучших работ этого года.

Каждый выпуск еженедельной программы «Потому что дети» (автор - радиоведущая ГТРК «Алтай» Анна Диндиенко (Гойда)) – это произведение журналистского искусства. Во-первых, узнаваемой и уникальной делает эту передачу ее начальная отбивка - легкая, забавная, в стиле «говорят дети». Во-вторых, Анна всегда тщательно продумывает, чем откроет эфир, ведь важно захватить внимание радиослушателей с первых секунд, погрузить их в атмосферу жизни героев. С накала страстей, криков до хрипоты начинается программа о спортивной семье Шубенковых. Автор использует лайф - фрагмент записи Чемпионата мира по легкой атлетике, на котором талантливый алтайский спортсмен Сергей Шубенков выполняет мировой рекорд в беге на 110 метров с барьерами. Как парень стал чемпионом? Какова здесь роль родителей? Вообще, как живется семьям спортсменов? Анна выясняет это у матери, легендарной советской семиборки Натальи Шубенковой. Получилось душевное интервью, к которому корреспондент тщательно подготовилась, что чувствуется из ее вопросов. («Ваши первые победы были ради семьи. Надо было выиграть соревнования, чтобы продвинуться в очереди на квартиру?» и т.д.) Это один из главных законов журналистики, который, к сожалению, нарушается повсеместно: на встречу с человеком, на эфир всегда надо идти подготовленным, чтобы не было банальных, однообразных вопросов, и чтобы гость удивлялся: «Вы и это обо мне знаете!? Откуда?» - и, польщенный глубиной наших познаний, раскрывался по максимуму. Еще одно правило, о котором не забыла автор этой программы: сказал «а», говори и «б». Ружье, висящее на стене, должно выстрелить! В начале эфира чемпион ставит мировой рекорд, но остается безмолвным. Создавая кольцевую композицию, в финале программы Анна снова выводит Сергея Шубенкова на первый план и теперь уже дает высказаться. О том, как родители помогли ему стать тем, кем он стал, и насколько ценно, что сегодня они уделяют огромное внимание внукам. Передача звучит в эфире меньше двадцати минут, но за это время Шубенковы становятся слушателю родными. Потому что искренние и настоящие.

К той же породе людей относится и герой другого выпуска программы «Потому что дети» - тренер по спортивному ориентированию с 53-летним стажем Сергей Петрович Королев. Тренер от Бога, настоящий Человек. Его характер, моральные принципы, трепетное отношение к семье, причем не только своей (с женой уже золотую свадьбу отметили), но и каждого воспитанника – все это мы видим в радиопортрете, для создания которого Анна Гойда не жалеет красок, гармонично смешивая их и нанося на холст с тонким чувством меры. Написанные хорошим языком комментарии журналиста, звучащие на удачно подобранной музыкальной подложке, юморные воспоминания героя о своих первых в жизни соревнованиях, смена локаций («Перенесемся на один из стартов, который прошел в лесу в окрестностях Барнаула»), многоголосица, обилие историй, рассказанных о тренере самыми разными людьми, приближают этот материал к очень редко встречающемуся в наше время жанру – радиоочерку. Что ни реплика – новый штрих к портрету: «Когда бывают на сборах, встает в 5 утра, варит детям кашу», «Дочь мне сказала, что у тебя плов не такой вкусный, как у Сергея Петровича» - делится мама одной из его воспитанниц. А как он своих детей растил? Чтобы выяснить это Анна дозванивается до его дочери, которая вместе с братом теперь помогает отцу тренировать новых спортсменов.

Безотказный способ завлекательно начать эфир – дать слово детям. В выпуске об архивной выставке, посвященной семейной переписке прошлых веков, журналистка не пошла по стандартному пути: не объявила о центральном событии, не поспешила представить экспертов, которые о нем будут рассказывать, а призадумалась над тем, что современные родители пишут своим чадам в мессенджерах, часто ли это делают, какие слова подбирают? Ведь «к сожалению, на душевные письма у нас нет времени, мы слишком заняты». И дети с присущей им непосредственностью выдают всё как на духу: «Редко, конечно!», «Я с ними практически не общаюсь, если только по звонку…», «Ключи забыла, ты во скоро домой придёшь?». На этом контрасте нынешней скудной переписки отцов и детей и пространных, наполненных смыслами и чувствами писем былых времен, рассказ главного археографа о представленных на выставке документах звучит ярче и показательнее. Чего только стоит история о том, как в тридцатых годах прошлого века отец, волею судьбы оказавшийся в Красноярске, подробно расписывает оставшимся в Барнауле детям причины извержения вулканов, объясняет, что такое водоросли. Словом, активно участвует в их воспитании и обучении «на удаленке». Подкупает то, что Анна Гойда не ограничивается одним единственным интервью, пусть даже с очень интересным экспертом. Ей важно раскрыть тему с разных точек зрения. Поэтому в программе появляются психолог, утверждающий, что раньше написание письма было целым «священнодейством», и филолог, увлекательно рассказывающий об особенностях эпистолярного жанра.

Стремление максимально разобраться в проблеме, ее истоках и путях решения через привлечение широкого круга экспертов характеризует и «почерк» радиоведущей «Вести-ФМ Екатеринбург» Ольги Зиналиевой. Она не боится выносить на обсуждение темы сложные, даже тяжёлые. Как могла произойти трагедия с маленьким Далером Бабиевым, которого тысячи людей искали по всему городу и нашли мертвым в заброшенном гараже? За полгода до этого ребенок захлебнулся в ванной. Приемная мать спрятала тело, никому ничего сказав. Прежде всего Ольга выдает официальную информацию – комментарий представителя правоохранительных органов, затем эмоциональную: своими впечатлениями делится работавшая на месте событий корреспондент канала «Россия 1». Далее предпринимаются попытки проанализировать ситуацию. «Почему в такую семью передавались опекаемые дети? Что можно сделать, чтобы не допустить подобных трагедий?» Точкой зрения на произошедшее делится уполномоченный по правам человека. По ходу программы журналист вводит все больше новых подробностей о жизни приемной семьи. Например, выясняется, что мать преподавала географию и биологию в Школе семейного образования, коллеги отзываются о женщине хорошо. Что могло произойти? Достаточно ли внимания замещающим семьям уделяют органы опеки? Правду об этом могут сказать только сами семьи. Поэтому следующее интервью журналист берет у дважды приемной мамы, предусмотрительно исказив в эфире ее голос. «Может быть стоит изменить систему взаимодействия между органами опеки, приемными родителями и социальными службами?» - адресует вопрос еще одной собеседнице – руководителю фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». И получает очень глубокие, взвешенные ответы. Что касается оформления программы, на протяжении всего эфира используется по-деловому краткая отбивка, цель которой – придать разговору динамики и разделить его на смысловые блоки.

Коротко в важном

Но, пожалуй, лучший способ структурирования передачи – это использование постоянных рубрик. Именно благодаря им автору программы «Это семейное» (журналисту «Катунь-ФМ» Татьяне Ветровой) удается в совсем небольшой хронометраж – пятиминутку – вместить немалый объем информации о замечательных семьях Алтая. Открывает передачу рубрика «Семейное дело», в которой Татьяна знакомит радиослушателей с профессией своих героев. Так получилось, что именно благодаря роду занятий, общности интересов они однажды нашли друг друга. Супруги-каратисты Шевченко-Капканец – в спортивном клубе, предприниматели Перминовы - еще в институте. Отмечают: «У нас семья образовалась на основе работы… Занимались спутниковыми антеннами, даже газетами торговали. А Долженко - представители двух педагогических династий. Так что их союз, похоже, был неизбежен. Следующий раздел программы – несколько фактов из жизни семьи, которые должны охарактеризовать ее с разных сторон: «По вечерам в семье принято читать книги. Бумажные!», «Мама Олеся с недавних пор шьет маскировочные сети для участников СВО» и т.д. Но так хочется за эти несколько минут сказать о своих героях еще больше, выдать максимум информации. Поэтому ведущая прибегает к методу блиц-опроса. В рубрике «Семейный блиц» задает вопросы, на которые каждый из супругов отвечает одним словом: «Театр или музей?» - Она: «Театр!», он: «Да!»; «Какой лучший подарок вы сделали?» - Оба: «Дочь!»; «Какова ваша семья через десять лет?» - она: «Большая и дружная», он: «С тремя детьми!». Можно предположить, что через короткие «кадрики», быстрые образы, которые создает автор в своей передаче, она способна достучаться до сознания молодежи, многих представителей которой сегодня, как отмечают психологи, характеризует клиповость мышления.

Радиоспектакли возвращаются!

А программа «Папа знает» (автор - Виктор Бабков, радио «Казак-ФМ») и вовсе рассчитана на самую широкую аудиторию – от малышей-почемучек до их родителей, бабушек и дедушек. Порой вопросы ребенка ставят взрослых в тупик. Как простым, доступным детскому пониманию языком говорить о серьезных вещах? Как, например, объяснить юному пытливому уму, почему семья называется семьей и, вообще, зачем она человеку? Этому легко и весело обучает ежедневная (!) передача «Папа знает». Перед радиослушателями разыгрывается мини-радиоспектакль, двухминутный живой диалог между любознательной малышкой и ее отцом. Очень ценно, что создатели программы выбрали на роль всезнающего взрослого именно папу, тем самым напоминая мужчинам о важности их вовлеченности в воспитание детей. Как бы сильно отцы ни были перегружены на работе, уж несколько минут в день на качественное общение с ребенком выделить можно.

К слову, популяризацией идеи ответственного отцовства успешно занимается и Евгений Карпов, журналист ГТРК «Нижний Новгород». Вдохновившись появлением на свет дочки, несколько лет назад он начал вести на «Маяке» программу «Я – папа». Каждую пятницу в прямом эфире подробно, с личной заинтересованностью расспрашивает экспертов обо всем, что касается воспитания детей, их развития и укрепления здоровья. Допытывается, действительно ли чеснок защищает малышей от вирусов, насколько важен витамин D, что делать, если у школьника исчезла мотивация к учебе. Помимо этого Евгений вместе с коллегами возрождает некогда один из самых популярных жанров – радиоспектакль, активно привлекая в этому благому делу подрастающее поколение: «Мы хотим вновь поднять этот жанр на самый высокий профессиональный уровень. И надеемся, что он станет популярным и модным среди молодежи».

Такие же задачи ставит перед собой и радиожурналист, педагог дополнительного образования Вера Кулигина (г. Москва). Ее проект «Чудо Радио» вырос из стоявшего в вологодской квартире шкафа, куда Вера вместе с пятилетней дочерью, прячась от шума соседей и вечно ворчащего водопровода, забиралась, чтобы записывать по ролям на диктофон сказочные истории. Но для привлечения к постановкам новых актеров шкафа было маловато. Поэтому журналистка вела увлекательные радиозанятия в клубах, детских садах, учебных заведениях... А потом «Чудо радио» переехало в Москву, в Школу имении В.В. Маяковского. Создавая под чутким руководством своей наставницы качественный, достойный звучать на лучших радиостанциях страны контент, ребята одновременно развивают артистизм, грамотность, ораторские способности, учатся чувствовать и эффектно преподносить текст, иллюстрировать его музыкальными и шумовыми эффектами с помощью аудиоредактора Adobe Audition. Подчеркнем, что для радиоспектаклей Вера Кулигина выбирает книги современных детских писателей (Василисы Кошкиной, Елены Касьян, Марины Тараненко), делает их творчество доступным широкой аудитории. Авторы это ценят, нередко сами обращаются с просьбами об озвучке, приходят к «чудикам» в гости. Кто знает, может быть, для кого-то из ребят работа над проектом «Чудо Радио» станет первым шагом в будущей профессии радиожурналиста или звукорежиссера.

Поиграем в слова

В этом случае им предстоит узнать еще много интересного. Например, как оформить длинное студийное интервью так, чтобы оно легко воспринималось слушателями? Можно его разделить на многочисленные главы, как роман. Что и делает Инна Панфилова (ведущая радио «ФМ-на-Дону») в своей авторской программе «Здорова бывали», рассказывающей о традициях донских казаков. «Как сын вовлекался в казачество», «Какие правила действуют в казачьей семье», «О том, как принимали Наталью и сына в ряды казаков»… Заголовки озвучивает мужской голос, разбавляя таким образом женский диалог Инны и потомственной казачки Натальи Лисичкиной. Тот же голос в начале зачитывает досье на гостью. Это один из классических способов с первых минут разговора заинтересовать радиослушателя личностью собеседника. Не просто назвать его имя, должность, а привести несколько примечательных фактов его биографии: «… Знает свой древний казачий род до седьмого колена…Хрупкая девушка, как и полагается казачкам, коня на скаку остановит. Работает на крупном предприятии по производству авиационной техники!»

Украшение программы – всенародно любимые казачьи песни, к которым журналист делает подводки через общение с гостьей:

- Какая песня приходит вам на ум сейчас? Казачья, близкая вам, вашей семье?

- Которую мы включаем на всех праздниках. Любимая песня моего отца… «Не для меня»!

- Передадим привет папе…

- Всей семье, всем казакам! (звучит песня «Не для меня»)

И все же вишенкой на торте становятся даже не песни, а постоянная рубрика программы «Здорова бывали» – игра в слова. Журналист произносит слова из «Словаря донского говора», а гость должен хотя бы предположить, что они означают. И здесь мы делаем для себя много открытий чудных! Оказывается, «бабайка» - не чудище под кроватью, а лодочное весло, «гуля» - шишка на голове от удара, «хряпнуть» - ударить по носу... Такие игровые моменты здорово оживляют эфир и расширяют кругозор слушателей.

Часто участники конкурса спрашивают членов жюри: «А что просаживает программы, ухудшает их восприятие?» На мой взгляд, это неудачное использование музыкальных композиций в качестве фона. Например, когда на протяжении целого часа интервью монотонно, как заведенная шарманка, играет один и тот же бодрый, но надоедливый мотив. А ведь можно расцветить эфир, подобрать под разные эмоциональные оттенки беседы мелодии, которые бы дополняли и усиливали смысл сказанного. Выполненные с тонким вкусом, уместные, в меру громкие подложки – часть «фирменного стиля» корреспондента службы радиовещания ГТРК «Владимир» Ольги Слободнюк. В программе «Созидатели» музыка помогает показать возвышенность помыслов героев, их любовь и веру. А люди, действительно, интересные! Многодетная семья священника из Гороховца, в прошлом - спецназовца ГРУ, каскадера и мастера восточных единоборств. Супруги создали православный военно-патриотический клуб. Удивительно слышать, что на балансе у храма – акваланги, суда, альпинистское снаряжения, парашюты! Программа начинается с нарезки из прямой речи героев, с фраз, интригующих слушателя и побуждающих его увеличить громкость радиоприемника. Помогают раскрыть характеры собеседников и постоянные рубрики «Созидателей»: «Тёмная-тёмная полоса» - о самых непростых моментах жизни, «Детские годы» - воспоминания о периоде становления личности… Заслуживает внимания и приуроченная к Году Семьи программа «Домочадцы». В одном из ее выпусков мама девятерых детей делится своим опытом создания приемной семьи. Когда-то она сама жила в детдоме, поэтому не понаслышке знает, о чем думают, что чувствуют ребята, оставшиеся без родителей. Тем ценнее ее советы по адаптации ребенка в замещающей семье.

Хочется «в поля»

Когда готовишься к программам с участием больших семей, опасаешься, что мест у микрофонов в студии может не хватить. К тому же есть вероятность, что в эфире получится каша из голосов, если вдруг на радио решат приехать разом все домочадцы. Удивительным образом ведущая радиопрограмм ГТРК «Томск» Татьяна Негодина с этой проблемой справляется! В передаче «Культурная среда» непринужденно ведет беседу сразу с десятью участниками семейной театральной студии «Наш театр». Традиционно Татьяна открывает свои программы цитатой. Вот и в начале этого выпуска звучит фраза, которую написал румынский автор Октав Панку-Яшь: «Растите большие, пусть каждый из вас вырастет человеком». Слова задают тон всему разговору и «выстреливают», когда выясняется, что книги этого писателя очень любила в детстве художественный руководитель студии, и первые постановки были именно по его произведениям. Журналист очень серьезно подошла к подготовке передачи: за несколько дней до эфира (9 мая) побывала на площадке Музея истории Томска, где гости будущей программы представляли свою театральную музыкально-поэтическую зарисовку. Окунулась в атмосферу, записала голоса ребят, читавших стихи о войне. Уже во время эфира в студии звукорежиссер включил эту запись, и юные артисты, послушав сами себя, поделились, что чувствовали в тот момент на сцене. Кроме того, Татьяна провела опрос среди зрителей и получила добрые отзывы о представлении и размышления о том, как это замечательно, что дети и родители делают общее дело, участвуют в одной постановке.

К сожалению, для многих журналистов подобные выходы с диктофоном на улицу стали большой редкостью. Из-за экономии временных и человеческих ресурсов (радиостанции сегодня жалуются на дефицит кадров), студийные интервью в прямом эфире почти полностью вытеснили такие жанры как радиорепортаж, очерк, опрос. Ведь они более трудоемкие, требуют монтажной работы. Тем не менее, как показали конкурсные материалы, не перевелись еще энтузиасты, стремящиеся «в поля». Это и Любовь Мельникова («Радиоканал Голос Глушицы», Самарская область), которая выезжает к семьям в гости, записывает своих героев за чашечкой чая, и Николь Шклярская (МБУ ТРК «Балтийский Берег», Ленинградская область), пишущая трогательные сюжеты о жизни родильного отделения.



Мы затронули лишь малую часть того, о чем говорим на круглых столах, проходящих в рамках подведения итогов конкурса «Семья и будущее России». Его ценность не столько в возможности получить заслуженную награду, хотя и это чрезвычайно важно, сколько в радости общения с коллегами, приезжающими с разных уголков страны, в новых знакомствах и неожиданных открытиях, позволяющих под другим углом посмотреть на свою работу и привнести в нее что-то новое.

Мария Денисова