ФОНД АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО
Статьи и интервью

«Кто-то ищет причины, а кто-то - возможности»

Социальные инициативы Школа общественного действия
Представляем участницу шестого потока наставнической практики программы «Школа общественного действия» Фонда Андрея Первозванного Наталью Хмурович - Председателя Регионального отделения «Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов» Республики Хакасия.
Шестой поток ШОД начал свою работу с 21 марта 2024 года. В новом потоке участвуют лидеры 49 социальных проектов из 31 региона РФ, а также из Белоруссии и Вьетнама.

- Расскажите, пожалуйста, о себе, своей организации и о проекте, с которым Вы пришли в «Школу общественного действия».

- Мне 47 лет, я - мама двух взрослых девочек и особенного мальчика Семёна. У меня несколько образований. В 1995 году закончила музыкальный колледж с красным дипломом, и по первому образованию я руководитель русского народного оркестра/ансамбля, обучалась игре на домре. Затем закончила Хакасский государственный университет по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Но моя жизнь никак не была связана с педагогикой, потому что на момент окончания университета я уже работала в торговой компании, и сразу после получения диплома поступила в этот же университет на факультет экономики, что в дальнейшем позволило мне работать в банковской сфере.

Общий стаж работы в банке составил 20 лет. Закончила я свою карьеру в октябре 2020 года и ушла с должности заместителя управляющего (куратора розничного блока), приняв непростое решение в пользу своей семьи и развития своего особенного сына.

В январе 2023 года я стала членом Регионального отделения Республики Хакасия Общероссийской общественной организации «Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов» (сокращённое название - РО ВОРДИ Республики Хакасия).

А в августе 2023 года стала Председателем Регионального отделения ВОРДИ Республики Хакасия. Так, благодаря своему особенному сыну Семёну, я начала общественную деятельность, а в дальнейшем приняла на себя ответственность за развитие Регионального отделения. Я следую девизу «Кто-то ищет причины, а кто-то - возможности», двигаюсь по направлению улучшения жизни детей-инвалидов и их родителей, проживающих в Республике Хакасия.

Наша организация на территории России существует уже шесть лет, в Республике Хакасия мы зарегистрировались как самостоятельное юридическое лицо 12 марта 2024 года. Региональное отделение ВОРДИ - это объединение родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

Организация создана для продвижения инициатив родительского сообщества по созданию достойных условий жизни в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всех нозологий, социальной и образовательной инклюзии детей и взрослых, нуждающихся в представительстве своих интересов.
- Сколько лет Вы работаете в этой организации?

- Председателем Регионального отделения я стала 16 августа 2023 года. В период с 2011 по 2020 год я работала заместителем управляющего Абаканского отделения Сбербанка (курировала розничный блок). В последнее время было сложно совмещать воспитание особенного сына и эффективность в должности руководителя, поэтому совместно с мужем было принято решение о том, что няни и бабушки это хорошо, но особенному мальчику нужна мама.

- Какой проект или задание, над которыми Вы работали, были самыми любимыми и интересными?

- Я любила свою работу и, работая в банке, находила вдохновение в своей деятельности. Сейчас моя помощь бывает адресной тем родителям, которые ко мне обращаются. Мне приятно слышать благодарности от семей, я ощущаю свою нужность для тех родителей, которые не могут самостоятельно решать свои проблемы, а я могу им помочь.

- Какой профессиональный опыт помог Вам встать на текущую должность?

- Умение принимать решения, вести диалог, договариваться, умение собрать вопросы от родителей инвалидов и транслировать их на уровень государственных органов.

- В чем и как Вы находите вдохновение?

После того, как я перестала работать, я начала заниматься пением с педагогом по вокалу. Для меня это возможность быть другой, получать вдохновение и наслаждение от тех эмоций, которые я получаю во время исполнения. Я радуюсь успехам и достижениям своих детей. Когда у моего младшего сына Семёна что-то получается, у меня улучшается настроение. Также мне нравится помогать родителям, я чувствую свою нужность.

- Чем Вы любите заниматься вне работы? Расскажите, пожалуйста, как Вы открыли для себя эти активности?

Зимой я катаюсь на горных лыжах, а летом занимаюсь огородом, выращиваю все овощи на своем участке. Никогда бы раньше не подумала, что для меня это будет не труд, а отдых. Я живу в большом доме и у меня большая семья. Каждый праздник мы собираемся все вместе за одним большим столом, а праздничный обед и ужин готовлю я сама. Мне не сложно накрыть стол даже на 20 человек.

Конечно, я всегда нахожу время на своё увлечение пением. В прошлом году я принимала участие в проекте «Поём живьём». Проект для меня закончился, а желание петь осталось. Поэтому объединившись с коллегами, мы стали проводить вечеринки для таких же любителей, как мы. А 16 мая мы провели творческое мероприятие в формате «Точь-в-Точь», где перевоплотились в известных исполнителей. Я была Тиной Тернер.

Вот уже несколько лет я изучаю английский язык, стабильно два раза в неделю посещаю групповые занятия. Желание быть здоровой и быть в хорошей физической форме привело меня в спортзал.

- Как Вы организуете баланс между работой и личной жизнью?

Моя жизнь четко регламентирована и выстроена. В графике всех членов семьи мы всё планируем заблаговременно. А я научилась находить баланс между общественной жизнью, семьёй и своим развитием. Я веду календарь, планируя свои активности на каждую неделю, а активностей для себя у меня тоже достаточно: это занятия английским, пением и спортзал. А летом еще и огород добавляется, нужно всё вскопать, посадить, а потом ещё и ухаживать, так что вся моя жизнь – это движение.

- Развитие каких лидерских качеств было для Вас самым сложным?

- Самое сложное - научиться управлять собой, когда бывают ситуации, что хочется кричать и рыдать.., а нужно улыбаться, быть сдержанным и найти слова поддержки, или продолжать вести диалог.

- Какими советами Вы могли бы поделиться с коллегами в отношении того, как быть лучшим лидером?

Сын научил меня быть открытой и искренней. У особенных детей нет хитрости, не нужно «додумывать» за других. Если тебя что-то беспокоит, спроси об этом, расскажи, придерживайся принципов открытости и, конечно, будь примером для других. Принимая решения, не руководствуйся принципом «мы подумали, и я решила»..., а обсуждай со своей командой разные позиции и мнения для принятия выгодного решения, учитывая мнения всех сторон.

- Как Вы узнали о «Школе общественного действия»? Как приняли решение подать заявку на обучение?

- Об обучении в ШОД я узнала на странице в VK абсолютно случайно и подумала о том, что это одна из возможностей для моего обучения, а в дальнейшем и для развития регионального отделения по написанию социальных проектов.

Тем более, что я давно думала о том, что в нашем городе для особенных детей есть детские сады, коррекционные школы, реабилитационные центры, детские коррекционные центры, работающие на коммерческой основе, а также развиваются адаптивные виды спорта. Но это всё - для категории детей-инвалидов до 18 лет.

Я и другие родители обеспокоены, а что будет после достижения детьми 18 лет? Чем их дети будут заниматься после окончания школы? В связи с этим и возникла идея реализации проекта, связанного с организацией дневной занятости и дневного пребывания людей с ОВЗ категории 16 лет и старше. Идея проекта есть, а знаний для его написания и реализации нет. Поэтому мной была подана заявка, и сейчас я в проекте ШОД!

- Какова цель Вашего участия в ШОД?

Основная цель - получение знаний, которые помогут мне правильно планировать деятельность для развития организации и получение знаний для написания социальных проектов.

- Какой опыт для Вас является самым важным в ШОД?

- Опыт получения конкретных знаний и навыков по написанию социального проекта, а также работа над проектом (постановка цели, формулирование задач, определение социальной значимости и т.д.). Работа в малых группах, где у нас есть возможность познакомиться и прокачать свои навыки публичной презентации. И, конечно, индивидуальные встречи с наставником, когда можно индивидуально получить консультацию эксперта по написанию проекта.

- Кому Вы бы порекомендовали принять участие в наставнической практике?

- Любому человеку, исходя из принципа «учиться необходимо у лучших». Обмениваясь опытом, незаметно для себя можно «раздвинуть» свои границы, почерпнуть идеи для развития своей деятельности и, возможно, начать мыслить более креативно.

- Чем «Школа общественного действия» отличается от других образовательных программ?

- Ранее я работала в банке и постоянно проходила обучение в формате вебинаров, встреч, выполнения домашнего задания, сдачи и защиты своего обучения. Но у меня никогда не было работы в малой группе и обучения с наставником. В этой форме обучения и взаимодействии я вижу явное эффективное отличие.

Почитать об участниках программы вы можете на странице «Школа общественного действия» по хештегам:#НаставничествоШОД #ШколаОбщественногоДействия

Ранее мы рассказывали о проектах выпускников пятого потока «Школы общественного действия»