ФОНД АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО
Статьи и интервью

ТОП-10 работ «Семья и будущее России» -2023 в номинации «Телевидение»

Святость материнства Конкурс "Семья и будущее России"
Обзор провела Панченко И.В., эксперт конкурса, телеведущая, журналист, автор и режиссер документальных фильмов телеканала «Самара-ГИС».
«Третьим буду», нижегородская телекомпания «ННТВ»

Начну с проекта, который меня обрадовал больше всех. Я даже не побоюсь эпитета «блестящий». Это проект «Третьим буду» нижегородской телекомпании «ННТВ». Время идет стремительно. Форматы, которые зрители смотрели раньше, сегодня не эффективны. Сделать сюжет о многодетной семье по принципу – «закадр-синхрон-закадр» и ждать, что все поймут как это здорово, так уже не работает.
Здесь же мы видим совершенно новый проект, реалити-шоу в лучшем смысле этого слова. Авторы находят семью, ожидающую рождения третьего ребенка, и сопровождают их вплоть до появления малыша. Это огромная работа, очень дорогая и, наверное, не каждой телекомпании под силу.

Чем достигается достоверность и эмпатия? Деталями! Трогательными эпизодами из реальной жизни героев. Невероятно подобраны сами герои. К примеру, одна из прабабушек, которая являет миру тревогу за беременную внучку, очень эмоционально и искренне. Мужья героинь просто кумиры проекта. Мы же часто говорим лишь о женщине, о матери. Но отец – это крылья и тыл.

Очень глубокая работа журналиста. Не каждому люди готовы открыть свои «темные стороны». Без этих «сторон» не получилось бы драматургии, в выхолощенные семейные истории никто не верит. Плюс – очень выверенная подача, ничего лишнего. Даже информация от чиновников вставлена своевременно и гармонично – просто энциклопедия господдержки семей.

Телепроект "Третьим буду!" - Телепроект "Третьим буду!";

Телепроект "Третьим буду!" - фильм третий.
«Тамле. Мы вместе», телекомпания БСТ

Тема дружбы народов довольно сложная, поскольку тиражируемая. Алгоритм в этой теме традиционный. Приехали, нарядились в костюмы, поплясали, приготовили еду, поели. Что в сухом остатке?

Проект «Тамле. Мы вместе» обречен на успех.

Во-первых ведущие, Лилия и Наиль. Не знаю, как они пишут свои диалоги (утверждают, что импровизация), но это мега интересно и весело! У них традиционно «цепляющее» начало, непременно юмор - залог того, что зрители не уйдут от экрана.
Во-вторых ведущие сами «внедряются» в культуру разных народов. И опять-таки не искусственно, а очень даже гармонично. В новостях не приветствуется, когда журналист пытается примерить на себя профессию героя. Например, надевает милицейскую фуражку или начинает месить тесто. В этом же проекте, на ведущих очень естественно смотрится и еврейская кипа и туркменская чалма.

В-третьих, ведущие делят два направления (кухню, культуру и пр). Идет постоянный «переброс» темы от одного к другому, благодаря чему сохраняется динамика. И то, что делает ведущий, зритель запоминает, а стало быть запоминает традиции, блюда, менталитет. Нет специально записанных синхронов. Все речи в диалогах, будто невзначай.

Проект клиповый, под стать современному клиповому мышлению.

"Тамле. Мы вместе". Чуваши Башкортостана;

"Тамле. Мы вместе". Туркмены Башкортостана.
Бурзиева П.А., ГБУ РГВК "Дагестан"

Работы этого автора мы каждый год ждем с нетерпением. Репортажи Патимат - это высокий уровень, эксклюзивные темы и редкие судьбы. Она умеет разговорить даже неразговорчивых героев. И непременно, найти множество «цепляющих деталей». Если ее репортаж начинаешь смотреть, то досмотришь до конца.

Все истории наполнены жизнью и очень искренними эмоциями.

Отличительной особенностью репортажей Патимат является очень высокого качества операторская и звукорежиссерская работа. Переливающаяся через край кувшина вода, дерево, цветущее на фоне разрушенных домов..можно убрать закадр. Атмосфера заброшенного горного села буквально осязается. Этому сейчас не все уделяют внимание.

Репортаж «Отшельница из Старого Амуши» - тоска автора по разрушающимся селам, умирающей культуре, буквально впивается в зрителя.
За счет чего автор «включает» зрителя в сопереживание? В первую очередь за счет своей любви к тому, что она рассказывает. К героям, к местам. Очень ненавязчиво в повествование вплетаются особенности национального менталитета. И еще необходимо отметить крайне бережное отношение автора к героям, кем бы они ни были.

"Учитель-герой. Алибег Казанбиев";

Мухаммад: "Поможем".
Ибрагимова У.И., ГБУ РД РГВК "Дагестан",

Репортаж «Запертые дома» - материал о том, как живут в Дагестане люди с инвалидностью. Тема, как бы ни цинично звучало, избитая. Но, журналист справляется с ней виртуозно. Прежде всего, очень выверенный подбор героев. Мы устали плакать «по инвалидам» и они устали от ненужной жалости. Репортаж сделан без тени инфантилизма. Герои сами пытаются менять свой мир, развиваться. Не ждут, когда, наконец, это сделает власть. При этом проблема отсутствия доступной среды налицо. В ее решение хочется включаться.
Репортаж «Последнее жилище» мы на разборе немного покритиковали. Умай сделала громкое заявление в начальном стенд-апе и громкий вывод в конечном. Однако, повествование не подтверждает сказанного.

В целом же, материал сделан очень живо и интересно. Опять-таки удивительные герои. Очень разные. Судьбы их складываются в лаконичную картину проживания стариков в доме престарелых. Грамотно использованы «лайфы», это очень оживляет рассказ. Старички вроде бы в порядке и жалости не вызывают, но сострадание все же испытываешь.

Надо отдать должное автору, которая сняла этот репортаж в республике, где эти темы не афишируются, являются «табу».

Важные проблемы подняты и в репортаже о вейпах. Сегодня, когда уже есть подтвержденные исследования, мы продолжаем делать вид, что эпидемия электронных сигарет, захватившая молодежь, безобидна.

Специальный репортаж "Эпидемия вейпа в Дагестане".
«Дети ONLINE», ГТРК «Псков»

Очень важный и своевременный проект. Опасность влияния всемирной сети на умы и жизни подростков трудно переоценить. Формат ток-шоу, с участием самих детей и подростков как раз то, что «зайдет» целевой аудитории.

Актуальные темы программ: «Мошенничество в интернете», «Чему может научить интернет» и пр.
Очень удачный пул экспертов. «Забавный» с виду полицейский, убедительные «чиновники», родители и сами ребята разных возрастов.

В программу включены «практические» упражнения. Например, предлагается тест на подозрительные голоса и фейковые видео. Очень наглядно. Отсутствие назиданий и доверительный разговор. Как раз то, что поможет достучаться.
Телеканал ОТВ, Челябинск

Работы Яны Торминой за этот год существенно подросли в уровне. Проект «О людях» - необыкновенный рассказ о женщине, которая родила одного за другим детей с редким заболеванием. Они выросли, но внешне остались маленькими.
В первую очередь хотелось бы отметить деликатность, с которой автор показывает нам таких «необычных героев». Щадит чувства и зрителя и самих «мальчика и девочки».

Деликатно выстроено интервью с мамой. Например, можно спросить: «Вы не боялись, что и второй ребенок родится инвалидом?» Яна же формулирует: «Вы не боялись становиться мамой во второй раз?». Или вопрос: «Не могу не спросить про мужа..». Деликатность и искренняя эмпатия. Как итог, рассказ героини получился очень откровенным и интересным.

У автора традиционно много точек сьемки. Она беседует с героями во время лепки пельменей, во время прогулки, на работе. Это обостряет зрительский интерес, не дает ему угасать. Такие программы работают на толерантность – снимают нездоровый интерес, многое объясняют.

Репортажи «Адвокат на коне» и «Гламурные роды» скорее из разряда развлекательных. Но темы неожиданные.
«Леша, я беременна!», муниципальная телерадиокомпания «Краснодар»

Проект «Леша, я беременна!» - оригинальный по идее и по формату. Героями здесь становятся автор проекта и ее муж (видеооператор). Автор узнает, что беременна и делает из своей беременности некое «реалити». Проект рассчитан на «профанов», поэтому дается много полезной информации для беременных и их родных. Начиная от постановки на учет, до оформления пособий, питания и пр.
За счет чего получилось не только полезно, но и интересно?

1.Ведущая очень харизматична и открыта.

2. В каждую передачу вставлена рубрика «комната откровений», где героиня делится реальными страхами и переживаниями.

3. «Погоду» делает муж будущей мамы. Он комментирует происходящее лаконично, исключительно с чувством юмора. На уровне «НЛП» вселяет в зрителя уверенность в том, что все будет хорошо, они справятся.

Авторы используют в проекте «бракованные» дубли, тем самым усиливая ощущение «реалити». Зритель может развеять какие-то свои страхи и научиться на чужих ошибках. Задача проекта сделать беременность желанной реализована!

"Лёша, я беременна! Диета: что можно и нельзя есть беременным? Меняем рацион, ищем вкусные рецепты";

"Лёша, я беременна! Уход за собой во время беременности. Красим волосы, идем к косметологу и делаем массаж".
«Молодой папа», ТРК «Ника», г. Калуга

Проект «Молодой папа» - студийный, разговорный и, следовательно, сложный. Сложный тем, что держать внимание зрителя на одной и той же картинке с диалогом в течении 13 минут почти невозможно. Особенно утром, когда и идет программа. Авторам удается.
Ведущий шоу, молодой папа, удачно держит динамику беседы. Уходит от монологов гостя, постоянно идет вопрос-ответ.

Хорошо выдержан принцип ТВ – «интересно, полезно, касается каждого». Это достигается удачным подбором тем. Ожирение детей, исторические экскурсы, спорт..

Чувствуется тщательный выбор спикеров для рубрики. Даже разговор об изучении истории, который по всем канонам должен был получиться нудным, на самом деле протекает легко и непринужденно. «Ну была Куликовская битва и что?» Оказывается, можно рассказать об исторических событиях так, что будут слушать все. И захочется изучать дальше.

Немаловажный вопрос - оформление студии. Она современная, не оттягивающая на себя внимание. Полезный, образовательный проект.

«Молодой папа». Денис Миронов — историческое просвещение;

«Молодой папа»: Анна Чегодаева. Учитель фехтования.
Минигалеева И.Н.,г. Уфа, «Башкирское спутниковое телевидение»

Каждый из проектов автора – полноценный документальный фильм, с драматургией, грамотной озвучкой, множеством материала.

«Парикмахер добра» - фильм о женщине, которая работает волонтером с бездомными. Кормит их обедами и бесплатно стрижет. Мы видим героиню в разных ракурсах и мы видим ее еще и глазами тех, кому она помогает. При чем, это не специально записанные синхроны (что всегда смотрится искусственно если речь идет о лицах БОМЖ), это лайфы «во время», невзначай. Почему примеру героини хочется следовать? Потому что неожиданно мы узнаем, что у нее тяжелое заболевание, но волонтерская работа «держит» ее в жизни. Она нужна. Востребована. Подопечные героини, люди асоциальные, показаны с большой симпатией. Что снижает стигматизацию общества. Это люди, со своими характерами, вовсе не безнадежные.
«Дети дождя» - фильм о детях с аутизмом. Показать это заболевание довольно сложно. Нужно долго и подробно рассказывать. Автор же вводит нас в тему быстро и виртуозно. За счет монтажа мы видим одни и те же движения нескольких детей как бы по нарастающей, с усиливающееся динамикой. Драматизм подчеркивает беспорядочное нажатие клавиш фортепиано.

Постепенно автор показывает нам как через любовь и через веру развенчиваются множество стереотипов и будто высвечивает путь, выход, спасение.

«От улыбки станет всем светлей» - фильм про необыкновенного батюшку. Интересно выстроена драматургия. Сначала испытываешь некоторое отторжение к нравоучениям священника. «Легко» поучать тяжелобольных людей, когда у тебя-то все хорошо. Затем неожиданно мы узнаем, что сам батюшка имеет тяжелую форму инвалидности, но самоотверженно ходит в больницы, служит в Храме, посещает паллиативных детей на дому.

Очень жизнеутверждающая концовка. Несмотря на море драматизма и безысходности, вместе с автором и героями улыбаешься. Потому, что от этого всем светлей.
«Семейный ковчег», АНО «Информационный канал Хибины ТВ»

Проект «Семейный ковчег», о приемном родительстве. Программа построена на интервью, склеенных обычными прямыми склейками. Подсьемок практически нет. Какие-то моменты из жизни семей мы можем представить только по фотографиям.
Тем не менее, проект получился интересным. Даже синхроны приемных детей, чаще всего замкнутых и немногословных, оживляют повествование.

Важно, что рассказы выстроены не по принципу «ура, как здорово!». Герои делятся сложными моментами и переживаниями. Ясно, что на пути приемного родителя будут не только радужные облака. Именно это вызывает доверие. Это и профилактика возвратов детей в детские дома.

Все же рекомендовала бы авторам не пожалеть время на подсъемку. Это поможет рисовать картину повествования более ярко и интересно.

Неплохая режиссерская находка, когда приемные дети в конце говорят о любви и благодарности к приемной маме. Трогательно и убедительно.

"Семейный ковчег", семья Сидоренко;

"Семейный ковчег", семья Плюшкиных;

"Семейный ковчег", семья Жанны Дымской.

В целом работы финалистов 2023 вызывают воодушевление. Темы очень разнообразные, с эксклюзивной подачей. Перечень тем становится значительно шире, семья – это не только дети, приемные дети и ожидание ребенка. Все, что происходит в обществе, отражается и на состоянии семьи.

Интересно наблюдать, как год от года растет мастерство авторов. Думается, этому способствует высокий уровень конкурса. Участвовать в конкурсе «Семья и будущее России» престижно и хочется непременно получить самую высокую награду. В этом году, например, ее получила девушка, которая шла к этому семь лет!

Очень важен разбор работ конкурсантов внутри фестивальной программы. Всегда можно почерпнуть какие-то новые идеи, ярче увидеть свои «слабые» стороны. Не секрет, что на своих программах глаз автора «замыливается». Важен и обмен опытом. Мы не однажды видели, как результатом общения коллег становились новые, прекрасные работы.

Кром того, опыт работы редакций разных регионов, (а география конкурса обширна), мотивирует к созданию новых социальных проектов. Это как некий коллективный разум. Благодаря этому ежегодно мы видим, как появляется все больше программ, которые становятся центром волонтерства, благотворительности, помощи людям. Разве не в этом высшая цель социальной журналистики?
Инесса Панченко