ФОНД АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО
Статьи и интервью

«Семья и будущее России» - конкурс, который меняет радиоэфир

Святость материнства Конкурс "Семья и будущее России"
Заявки лауреатов Всероссийского конкурса журналистов и медиаисследователей в номинации «РАДИО» анализирует эксперт Денисова Мария Михайловна, ведущая программ ГТРК Новосибирск.

Встреча единомышленников

«Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве…» Не знаю, как другие региональные журналисты, специализирующиеся на социальной тематике, но по себе я замечаю: если начинаю напевать эту старую добрую песню, значит скоро предстоит долгожданная, ежегодная встреча с близкими по духу людьми.

Вот уже на протяжении десяти лет Фонд Андрея Первозванного по осени собирает в столице финалистов всероссийского конкурса «Семья и будущее России». Приглашает не только чтобы наградить лучших авторов, пишущих на темы семьи и детства, важности сохранения традиционных ценностей, но и предоставить уникальную площадку для обмена опытом. Ну, где еще в одном месте можно встретить столько единомышленников со всех уголков нашей страны и наговориться, наслушаться всласть? Во время круглых столов и в часы неформального общения рассказать друг другу о своих проектах, творческих находках, получить огромное количество профессиональных советов (в том числе - от экспертов всероссийского уровня) и, конечно, передружиться, чтобы потом поддерживать связь, сотрудничать за рамками финальных мероприятий конкурса. Это дорогого стоит!

Много ценного получаешь для себя во время совместных дискуссий представителей всех видов средств массовой информации, и когда выдается возможность встретиться узким кругом радиожурналистов. В такие моменты понимаешь, что творческие затруднения у всех радийщиков страны похожи и, обмениваясь «фирменными фишками», подходами к созданию передач, мы можем очень друг другу помочь.

Тенденция времени

Годами работая над циклом программ на семейную тематику, очень непросто бывает уйти от шаблонов. Из эфира в эфир, бывает, кочуют адресованные очередным героям-домочадцам вопросы про нерушимые семейные традиции, любимые блюда, про способы совместного времяпрепровождения, душевные качества мамы, секреты семейного счастья, про то, «как решились на такое количество детей»… Как же тогда сделать так, чтобы в радиоприемниках на бескрайних просторах Родины звучали не интервью-клоны, а полноценные, имеющие свое лицо произведения, достойные искреннего интереса слушателей и высокой оценки на конкурсах всероссийского уровня?

Моя большая печаль – стремительное исчезновение из радиоэфира таких богатейших с точки зрения инструментов художественной выразительности жанров, как радиоочерк, зарисовка, репортаж. Тенденция времени – упрощение программ, минимализм в использовании звуковых элементов, экономия усилий журналиста и финансов радиокомпании, в которой он работает.

Вместо того, чтобы сесть в редакционную машину и заехать в самую глубинку, чтобы увидеть жизнь семьи в естественной обстановке, мы зачастую зазываем всех в студию. А это уже не та степень проникновения в материал, нет той открытости и информативности, и, что бывает очень ценно, спонтанности, которая возникает во время разговора на привычной для семьи территории.

Но долой жалобы! Мы работаем в предлагаемых обстоятельствах, используя для создания качественных журналистских материалов все доступные нам ресурсы. И, судя по программам финалистов конкурса, неплохо справляемся. Давайте рассмотрим некоторые из наиболее ярких проектов и выясним, какими приемами пользуются коллеги для производства уникального контента. Обратимся для начала к работам победителей конкурса 2023-го года в номинации «Радио - Федеральные и региональные СМИ».
1 место - Александра Шувалова, «Радио России-Самара». Программа «Звонкий час».

Одно из главных достоинств этого проекта – возраст его участников. Далеко не каждая радиостанция сегодня может похвалиться работой с юнкорами: это хлопотно, энергозатратно. На «Радио России-Самара» (благодаря сотрудничеству со старейшей в нашей стране детской телестудией «Товарищ») они есть! И, между прочим, очень толковые. Наравне с профессиональным журналистом Александрой Шуваловой ее юные соведущие задают в эфире грамотно сформулированные вопросы, ловко подхватывают нить разговора, своей непосредственностью, искренностью придавая беседе живость и эмоциональность.

Это аксиома: программы, в которых звучат детские голоса, выигрышны по определению. Причем, выпуски «Звонкого часа» ориентированы не только на детскую аудиторию. Размышления подростков о жизни в семье, их опыт отношений с родителями, братьями и сестрами может оказаться ценной подсказкой для взрослых радиослушателей, пап и мам, озабоченных воспитанием таких же непосед и фантазеров. Собственно, создатели проекта так его и позиционируют: «Программа – своеобразный мост между взрослыми и детьми, она напоминает о важности диалога поколений».

Умение и, что немаловажно, желание эффектно открыть передачу, чтобы с первых слов зацепить внимание слушателя, втянуть его в свою орбиту, сделать соучастником начинающегося радиодейства – это уже половина успеха. В нескончаемом потоке эфиров, бывает, мы, не успеваем сесть и подумать, как стартовать не формально. Один из вариантов – начать с вопроса. А еще лучше – с игры!

Именно этим приемом воспользовалась Александра Шувалова в выпуске программы «Звонкий час», посвященном взаимоотношениям братьев и сестер. Предложила: «Давайте вспомним сказки, в которых так или иначе фигурируют братья и сестры». И пошла веселая перекличка среди юных гостей студии: «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Сказка о царе Салтане»... Слушателю в этой ситуации сложно удержаться от того, чтобы мысленно не добавить к списку пару-тройку любимых с детства волшебных историй. Так рождается сопричастность эфиру, даже в ситуации, когда он не прямой и, соответственно, возможности позвонить в студию, чтобы лично присоединиться к разговору, нет.

А какой прием хорош для начала передачи, посвященной традициям разных национальностей? Здесь даже ничего выдумывать не надо: Александра (в выпуске «Звонкий час» - «Сохранение национальных традиций в семьях Самарской области») просто дала возможность юным участникам программы поздороваться на языках народов, проживающих на территории региона.

Наверное, любой радиожурналист подтвердит мнение ученых, давно установивших, что человек способен непрерывно воспринимать информацию не более двадцати минут подряд, потом внимание, хочешь не хочешь, притупляется. Бывает, в середине записи интервью с удивлением замечаем, что мысли наши бродят где-то далеко от темы, казалось бы, вполне увлекательного разговора. Что уж говорить о радиослушателях.

По-хорошему, как минимум к двадцатой минуте, а лучше раньше, беседу надо «освежить» новыми звуковыми элементами и спикерами. Помня об этом приеме, Александра Шувалова после отбивки «Особое приглашение» вводит в эфир запись разговора со взрослым экспертом (в программе, посвященной национальным семейным традициям, это педагог-организатор Эрзяно-мокшанской воскресной школы). А потом и вовсе выдает забавный, многоголосый опрос, записанный юнкорами в среде своих сверстников, окончательно взбодрив таким образом аудиторию. К слову, использование опросов всегда очень украшает эфир.
2 место – Ирина Лукина. Филиал ВГТРК ГТРК «Псков». Программа «Без грима».

Проект «Без грима» - яркий пример того, как студийную беседу можно превратить в настоящее шоу, от которого радиослушателю невозможно оторваться. Ирина Лукина приглашает к себе не просто семьи «на поговорить». К ней в гости приходят удивительно талантливые, творческие люди, с которыми классическое интервью неизменно превращается в нечто большее: то в концерт авторской песни, то в настоящий спектакль… В радиобеседе с семьей Белоусовых муж, взяв в руки гитару, посвящает своей супруге до слез трогательную песню собственного сочинения - «Лебедь белая». Они рассказывают, как сделали семейный радиотеатр, и тут же звучит запись отрывка радиоспектакля, рожденного в крохотной студии, оборудованной в уголке дома. Не правда, что все счастливые семьи счастливы одинаково, у каждой - свой рецепт гармонии, которым они охотно делятся со слушателями программы «Без грима».

Для создания ощущения цельности передачи, обозначения главной ее темы Ирина использует безотказно работающий прием – кольцевую композицию. Программа про Васильевых начинается с песни «Что такое семья?» в исполнении детей этого большого семейства. В финале она допевается, ставится красивая музыкальная точка. Здорово, когда на эфир приходят все без исключения домочадцы. Тогда звуковая картинка получается полной: вот немногословный, дельный папа, вот мудрая, заботливая мама, а вот сияющие душевной чистотой ребятишки. Ведущая не забывает дать слово даже самому маленькому – Тихону. Потешно картавя, он напевает смешную песенку про чистку зубов, буквально очаровывая радиослушателей.

Но даже если не получается собрать всех членов семьи в одной студии, журналист решает проблему просто: во время эфира связывается по телефону с «прогульщиками». Так семья Рыбачек приехала в студию не вся. Папа с малышом остались «на хозяйстве», откомандировав на радио маму с остальными детьми. Ирина Лукина не растерялась и дозвонилась до отца, застав его собирающим карапуза Гордея на прогулку. «Как там Гордей?» - «Ищет маму глазами»… Всего -то пару минут телефонного разговора, а передача приобретает удивительную домашность, житейскую естественность.
3 место – Ольга Слободнюк. «Радио России-Владимир».

В программе «Созидатели» нет семейной многоголосицы и песенно-театральной феерии. В центре внимания – один герой, меняющий мир к лучшему (на конкурс представлен выпуск программы с участием председателя ассоциации детей-инвалидов Любови Кац). И перед автором стоит непростая задача: как сделать длинный, сорокаминутный разговор не занудным, как удержать внимание радиослушателей и максимально раскрыть личность гостьи?

Ольга Слободнюк использует для этого метод разбивки программы на смысловые блоки. Вместе со звукорежиссером записывает несколько интересных с точки зрения звукового оформления названий рубрик, сообщающих о теме, на которую повернет разговор. Он не простой, о серьезных вещах, но отбивки – для баланса - сделаны с легкой ноткой юмора.

Например, «под ужастик», в готическом стиле оформлена рубрика «Темная-темная полоса» (отсылка к детской страшилке «В темной-темной комнате…»), в которой гостья рассказывает о самом непростом моменте в своей жизни. Или «Мечтать не вредно» - здесь героиня делится заветным. В рубрике «Детские годы» вспоминает себя маленькой, и мы начинаем понимать, благодаря чему и кому сформировался характер. Интересен раздел программы – «Перемена». Это своего рода блиц-опрос: героиня, как на экзамене, вытягивает билеты с самыми неожиданными вопросами: «Куда бы вы хотели телепортироваться?», «Какая книга вас впечатлила?»… Так на звуковом портрете Любови Кац появляются дополнительные штрихи.

Заинтересованное участие звукорежиссера в программах, его творческие находки поднимают эфиры Ольги на художественный уровень, создавая эмоциональный накал - до мурашек. Так, в сюжете, посвященном истории любви регента владимирского Богородице-Рождественского монастыря Стахия Нецветаева и его супруги матушки Елизаветы, весьма уместно используется эффект реверберации, благодаря которому значение слов героев многократно усиливается. Она: «Среди толпы я увидела его глаза, и как будто мне кто-то вложил мысли – вот это твой муж. Через десять дней знакомства он сделал мне предложение, и я сказала ему: «Да»». И это «да» многократно повторяется эхом – «да-да-да-да». Он: «Любовь не заканчивается, потому что само понятие «любовь» вечно». Эхо: «вечно-вечно-вечно-вечно». Возникает ощущение, что герои стоят под куполом храма. Их слова, чувства словно возносятся в Богу.

У этой пары – десять детей. Ольга берет у них интервью, формулируя вопросы в соответствии с возрастом каждого ребенка, прибегая к понятным ему сравнениям: «Можно ли маму назвать «мать-героиня»: три богатыря – и мама рядом?» Естественно, получает на это по-детски интересные ответы.
Умение находить общий язык с детьми отличает и финалистку конкурса Ольгу Яцук, ведущую программ «Радио России-Кузбасс». Миссия ее проекта «Мы вместе» - устройство ребят, оставшихся без родителей, в замещающие семьи. Если по телевидению бывает достаточно показать малыша, крупным планом снять его глазки, чтобы потенциальные мама и папа быстро отозвались, то с радио все обстоит гораздо сложнее. Надо суметь так рассказать о детях, создать такие аудиопортреты, чтобы у радиослушателей защемило сердце: «Это мое, родное». И здесь используется весь арсенал средств, начиная с образного, на уровне очеркового, описания ребенка, применения всевозможных шумов, музыки, фраз из сказок и песен, заканчивая комментариями воспитателей, психологов, социальных педагогов.

Но самое главное – это интервью с самим воспитанником детского дома. Как разговорить ребенка, который на все вопросы шепчет: «Не знаю»? Ольга начинает с ним играть, подхваливать, предлагает порисовать вместе… Многие уловки журналиста остаются «за кадром». Работа над этой программой предполагает серьезную монтажную работу, ведь разочарованный в жизни и людях маленький человек раскрывается постепенно и, бывает, длительный разговор трансформируется в шестиминутную, зато информативно и эмоционально емкую радиозарисовку.

Программа «Мы вместе» делится на несколько рубрик, в которых радиослушателю, задумавшемуся о том, чтобы взять ребенка из детского дома, дается разноплановая полезная информация. В «Школе приемных родителей» звучат советы психологов, как, например, помочь новому члену семьи адаптироваться к домашним условиям, юристы проясняют правовые нюансы т.д. Рубрика под названием «Открытое сердце» знакомит слушателей с уже состоявшимися замещающими семьями. Так, в одном из выпусков, представленных на конкурс, своим богатым опытом делится приемная мама семнадцати детей. Отрадно, что этот проект достигает своей цели: благодаря ему десятки кузбасских детей обрели семью.

Благородна и миссия журналистки ГТРК «Алтай» Анны Диндиенко (Гойда). Ее авторская программа «Потому что дети» учит мам и пап быть настоящими родителями, не упустить важные моменты в воспитании ребенка. Например, объясняет, как играть с малышом. И здесь используется многоголосица. В двадцатиминутной программе умещается интервью с экспертом, дающим четкие рекомендации, что вместе с детьми можно нафантазировать, в кого перевоплотиться, опрос кающихся родителей («На игры совсем нет времени и желания….»), мнения ребятишек и развернутые комментарии самой Анны с информацией о результатах научных наблюдений («Мышата, которым не давали играть, выросли плохо приспособленными к жизни»), а также ее личным опытом («В детстве я любила изображать балеринку»).

Мама двоих детей, ведущая чувствует себя в семейной тематике как рыба в воде. Более того, она привлекает своих малышей к производству программ. В материале, посвященном тому, как даже далекие от словотворчества родители могут написать книжку про своего ребенка, есть очень привлекательный момент: Анна вместе с сыном и дочкой артистично, по ролям читает главу из книги детской писательницы, интервью с которой только что прозвучало. Получился настоящий семейный радиоспектакль! Такую рубрику под названием «Мама читает книжку» можно отдельно давать в эфир вечерами. По аналогии со «Спокойной ночи малыши».

Мы привыкли, что, если посвящаем передачу какой-то интересной семье, так уж целиком. Ведущая программ «Радио России-Орел» Ирина Мельникова пошла по другому пути. В своей передаче «Счастливые истории» представляет калейдоскоп героев. За сорок минут успевает рассказать о трех прекрасных и очень разных семьях. Для придания выразительности использует звук с домашних видеозаписей, связанных с поворотными моментами жизни супругов.

К примеру, в первой истории - о семье актеров - звучит лайф: после спектакля прямо на сцене под бурные аплодисменты зрителей парень делает девушке предложение. А рассказ семьи сотрудников МЧС привлекателен «мистической» деталью. Влюбленные умудрились пожениться в пятницу 13-го 2013 года в 13.00! И ничего, живут счастливо! Юмор, легкость повествования пронизывает все три истории, включая интервью с семьей священника. В 19 лет на третьем свидании они решили связать себя узами брака. Вместе уже 23 года.

Продуманная подача звукового материала отличает программу Елены Бесланеевой, журналистки ГКУ «КБР-Медиа» (Республика Кабардино-Балкария). Оформление проекта «Древо жизни» чем-то напомнило мне добротные очерки советской поры. В начале каждого из них, как в газетной публикации, обязательно объявлялось название художественно-публицистического произведения. Так и у Елены выпуски, в зависимости от содержания, называются по-разному, но рефреном идет слово «семья»: «Семья – это поддержка», «Семья – это доверие», «Семья – это дети». А в конце обязательно дается кочующая из программы в программу фраза-скрепа, объединяющая все передачи в единый цикл, раскрывающая замысел автора: «Семья Батаевых (или Шековых, Жулиных) – это одна ветвь большого, крепкого древа нашей страны». Пусть звучит несколько патетично, зато выразительно.

Все свои программы Елена начинает с нарезки из прямой речи героев, и только потом представляет их самих. Этот прием, позволяет не только пунктиром набросать тему того, о чем пойдет речь в передаче, но и заинтриговать радиослушателей.

Удачно подобрано в этом проекте и музыкальное оформление. Душевные мелодии звучат ненавязчиво, в меру громко, не мешают повествованию, чем, к сожалению, грешат сегодня многие радиостанции.

До сих пор мы говорили о довольно развернутых, длительных по времени эфирах. Но, как доказала Евгения Шастапалова (МКУ «Информационное мониторинговое агентство «Череповец»), успешно пропагандировать семейные ценности можно даже минутными «коротышами». Специально к 8 июля подготовила серию микро-интервью под общим названием «День семьи, любви и верности».

В этих межпрограммках родители образно рассказывают о своей жизни: «Большая семья – это: «Мила, где Ярослав? Клим, ты зубы почистил? Не лезь к плите, там горячо! Клим, покорми собаку…» и т.д. Это весело, поучительно и помогает звукорежиссерам «добивать» эфирный час не заезженными промо-роликами, а полноценным журналистским продуктом.

Несколько лет подряд мне выпадает честь быть одним из членов жюри конкурса «Семья и будущее России». С интересом слушаю работы финалистов в номинации «Радио» и радуюсь переменам. Во-первых, с каждым годом качество журналистских материалов заметно улучшается, в них появляются новые повороты, темы, приемы, о которых мы говорим на круглых столах, разнообразятся рубрикации. Во-вторых, если поначалу приходило много заявок с разовыми, случайными программами, записанными по случаю какого-нибудь праздника (Дня матери, Дня бабушек и дедушек и т.д.), то сегодня львиная доля материалов – хорошо продуманные проекты с еженедельными или ежемесячными выходами в эфир. А это говорит о том, что при активном участии организатора конкурса - Фонда Андрея Первозванного – на многих радиостанциях страны налажена планомерная просветительская работа по популяризации традиционных семейных ценностей.

Ранее мы публиковали экспертные статьи по номинациям:

«Социальный проект» Касютина В.Л.;

«Телевидение» Глушенковой М.Ю.;

«Интернет» Гриневич А.Е.