Продолжаем представлять проекты выпускников второго потока «Школы общественного действия», над которыми они совместно с опытными кураторами трудились в 2021 году. Сегодня представляем проекте «Создаём социальное СМИ» Екатерины Яковлевой, (г. Стерлитамак, Башкортостан).
Газета «Стерлитамакский рабочий», Башкортостан - издание города Стерлитамак, в котором проживает около 300 тысяч жителей. На 2020 год читал газету каждый десятый горожанин, но коллективу хотелось больше, также руководитель издания и коллектив понимали, что время старых форм и подач информации уходит, надо обновляться.
- Многие могут сказать: «Какая газета? На дворе 21 век. Это все равно, что сейчас выключить электричество и включить свечи. Это архаизм». И все-таки я за то, чтобы человек имел выбор и возможность в какой-то момент своей жизни выключить свет и зажечь свечу! – рассказывает Екатерина Яковлева. - Сегодня психологами уже введен термин «цифровая деменция». Я считаю, что мы успешно с этим явлением боремся. Та лавина информации, что обрушивается на наших детей и подростков и на нас с вами из интернета, не способствует творческому мышлению, критическому осознанию реальности и так далее. А газета этому способствует, потому что создание текста помогает выстраивать мыслительные процессы. Газета – один из мощных инструментов, который помогает развивать собственное мышление, причем, осознанное и позитивное.
Повестка дня в газете «Стерлитамаксий рабочий» определена на принципах: никакой чернухи, непроверенных сведений и слухов, только правдивая информация о городе и рассказы о жителях-созидателях.
В чем была проблема газеты? Изданию 105 лет, коллектив привык работать по старинке, нужен новый формат. Екатерина пришла в Школу общественного действия с запросом: «Как нам организовать школу юных журналистов для того, чтобы у нашей газеты были последователи, чтобы подрастали наши новые читатели и авторы?»
Наставник издания - Ирина Шауфлер - раскритиковала существовавшее положение дел в издании, отметив, что в случае сохранения прежней информационной политики, дольше 2-3 лет газета не просуществует.
Понимая, что изданию требуются перемены, Екатерина, еще до знакомства с ШОД, в 2020 году запустила социальный проект. Журналисты выходили с праздниками для горожан, знакомили их с возможностями газеты, проводили интерактивные экскурсии по музею редакции. Там дети могли попечатать на настоящей печатной машинке, пописать перьевой ручкой, редактор работал с ними как педагог-психолог. Для этого Екатерина получила второе образование.
- Мы думали и хотели развиваться, а правильное направление и формы коллективу редакции подсказал наставник ШОД, - делится Екатерина.
С Ириной Шауфлер коллектив редакции разработал матрицу контента, четко определил целевую аудиторию, понял, что интересно людям, как можно приносить людям пользу и как все это направить на достижение главной цели: чтобы «Стерлитамакский рабочий» читали в каждой семье.
- Нам удалось на сегодня прибавить в тираже по сравнению с прошлым годом. На фоне тенденции, когда печатные СМИ теряют свои тиражи, наш цветной номер стали читать на две тысячи жителей города больше! – подводит итог Екатерина. - Каждая оперативка теперь проходит как мозговой штурм, мы думаем, как каждый наш номер сделать интересней, какое новшество предложить нашему читателю.
Уже третьего января редакция начала серию акций «Прогулка с журналистом». С маленькими читателями издания играли в командно-образовательные игры на сплочение. Коллектив газеты понял, что горожанам не хватает живого общения. Пандемия наложила свой отпечаток.
Коллектив планирует проводить на свежем воздухе лингвистические игры, встречи с профессионалами: спасателями, врачами, художниками и другими интересными людьми города для всех желающих.
Еще один шаг на пути к цели – это создание на базе редакции городского пресс-центра, куда стекается информация от самых разных людей, не только администрации города и прочих официальных структур. Это городские сообщества, НКО, профессионалы всех сфер жизни и от простых горожан.
За эти два месяца работы коллектив увидел, насколько охотно люди идут на контакт, чтобы донести до общества свои мысли, идеи, переживания. В общение вливаются и простые люди, которые делятся не только заботами, но и радостями. Водитель автобуса прислал фотографию редкого природного явления – зимней радуги. Ее опубликовали в социальных сетях газеты, тем самым подняли настроение читателям.
- Мы и дальше будем действовать в нескольких направлениях. И так как в 2022 году газете исполняется 105 лет, это должно стать обретением второго дыхания. Мы хотим не просто быть долгожителями, а быть интересными и приносить пользу! – подвела итог Екатерина.
Автор проекта поблагодарила наставника, так как перестроить работу редакции непросто, это доставило немало хлопот. Наставник помогла понять, что сейчас журналистам нужно больше уделять внимания созданию историй. А не столько новостей, которыми забит интернет. И благодарная реакция читателей не заставила себя долго ждать!
Ирина Шауфлер возразила, что эти хлопоты были в радость, так как они принесли неоспоримый результат:
- Очень радостно видеть, что вы начали мыслить продуктовой линейкой в своем издании, что вы организовали городской пресс-центр. Продвижение этого продукта принесет вам новый трафик и аудиторию, - подчеркнула Ирина.
Ирина дала своим подопечным небольшой совет: так как в этом году у издания юбилейный год, нужно продумать и провести PR-копанию, нацеленную на то, что вы меняете позиционирование газеты, что вы – издание для людей. Это поможет сконцентрировано и в сжатые сроки поменять отношение жителей к изданию и привлечь новых читателей.
Фото редакции "Стерлитамакский рабочий"