– О чем этот фильм? О каждом из нас. Он имеет, если хотите, обратную перспективу православной иконы, где центром становится сам зритель. Уникальность ленты в том, что во время просмотра каждый понимает, что это фильм отчасти о нем. Это фильм о твоем поиске. О поиске даже не Бога, а просто самого себя среди сомнений на просторах своей жизненной истории, – рассказал о картине отец Александр.
Работа над картиной длилась на протяжении четырех лет, было сделано девять экспедиций, при этом в ней нет ни одного написанного текста и ни одного постановочного кадра.
– Нашей задачей было максимально избежать любого навязывания своих убеждений зрителю. Мы просто поделились тем, что увидели на Афоне, и предоставили каждому возможность самому это пережить и сформировать личное восприятие духовного феномена, – отметил протодиакон Александр Плиска.
Центральной фигурой фильма стал старец монастыря игумен Григорий (Зумис), имеющий богатый опыт духовного окормления людей и обладающий «глубоким пониманием души человеческой и ее стремления вернуться в состояние, свойственное человеческой природе Адама до грехопадения».
Режиссер картины Александр Запорожченко сравнил геронду Григория с духовным воином, самураем.
– Видно, что этот человек – воин, у него даже где-то какие-то раны, но он, не знаю, – самурай, натуральный самурай. Есть самурайский такой кодекс, что побеждает не тот, кто сильный, а тот, кто дошел до конца. И вот это для меня – этот дух воина – очень важен тоже. Внешне человек может быть слабеньким, еле перемещаться, но внутри он просто ураган, это меч … рубит какие-то страсти, врага, бесовские наваждения и прочие искушения, то есть с самим собой борется и с врагом борется и дает, что самое главное, – подает очень большой пример, – рассказал режиссер фильма.
Александр Запорожченко согласен с отцом Александром в том, что у них не было цели навязать зрителю какие-то свои мысли или взгляды.
– Мы с отцом Александром Плиской не хотели навязывать каких-то своих мыслей, морализаторствовать или проповедовать. Мы хотели показать и остаться в стороне, промолчать. Показать людей, но только попытаться показать их правдиво, – отметил режиссер картины.
Фильм «Где ты, Адам?» идет исключительно в кинотеатрах, так как его создатели хотели сохранить особую атмосферу для его восприятия. И он уже вызвал самый живой отклик у зрителей.
По признанию отца Александра Плиски, при просмотре картины люди испытывают переживания насельников монастыря, «которые есть у любого человека, вне зависимости от его убеждений, верований и взглядов». И, как признался ему один из посмотревших картину, от таких переживаний «в этом фильме можно за восемьдесят минут умереть и воскреснуть».
По материалам журнала "Фома в Украине"