Актуальное наследие
Социальные инициативы
Семья
Статьи и интервью

Писать интересно о «неинтересных героях»

2023 Конкурс "Семья и будущее России"
Название конкурса журналистских работ «Семья и будущее России» кажется прозрачным, обладающим единственно возможной трактовкой, однако со временем оно обрело скрытый смысл: десятки участников этого творческого состязания стали настоящей профессиональной семьей.

Как объединить собратьев по цеху?

Конечно, было бы слишком самонадеянно заявлять, что наша семья напрямую влияет на будущее России, но каждая публикация и каждый реализованный журналистами социальный проект совершенно точно способствуют сохранению традиционных ценностей, помогают решать насущные проблемы сограждан «здесь и сейчас», поддерживают в читателях, зрителях, слушателях веру в завтрашний день.

Конкурс проводится фондом Андрея Первозванного с 2014 года. Я впервые приняла в нем участие в 2016 году — лауреатом не стала, но получила приглашение на конференцию финалистов в Москву. В ту пору журналисты ехали на конференцию не столько за тем, чтобы обменяться опытом, сколько послушать медийных звезд: для нас вели мастер-классы главные редакторы и лучшие журналисты федеральных СМИ.

Не спорю: многие приемы и методы работы оказывались для провинциальных авторов откровением, а критика, звучащая из уст супер-профи, — волшебным пенделем, побуждающим уйти от накатанных шаблонов. Я и сама благодаря той эмоциональной и интеллектуальной встряске в значительной степени переосмыслила отношение к творчеству и, хочу верить, сумела подрасти над собой.

И всё-таки у меня оставалась некоторая неудовлетворенность: звезды звездами, но вот бы побольше узнать, как работают коллеги из разных регионов. Где находят нетривиальные темы? С какими сложностями сталкиваются в повседневной деятельности, и получается ли эти сложности преодолеть? Как умудряются интересно писать о простых тружениках?

Ни для кого ни секрет, что сделать классное интервью с сантехником из местного ЖЭКа куда сложнее, чем с поп-идолом или министром. Уметь увлекательно рассказывать про сантехников, поваров, инженеров, фермеров крайне важно — и вовсе не потому, что в провинции практически нет селебрити, а потому что на скромных тружениках держится Россия.

Может, выскажу крамолу, но мне порой кажется, что задача писать интересно о «неинтересных» героях не всем медиа-звездам по плечу. А мы, журналисты из глубинки, в большинстве своем справляемся! Это наводит на мысль, что провинциальная пресса во многом недооценена: в крошечных, забытых богом редакциях встречаются такие профи, которые могут еще и фору дать маститым авторам из столицы.

Да, имеются и слабенькие в творческом плане редакции, но им есть у кого учиться. Вот только как бы объединить «отстающих» и сильных собратьев по цеху, дать возможность первым брать пример со вторых?


Своими силами, без звезд

Видимо, эти аспекты волновали не только меня, потому что организаторы конкурса вскоре взяли курс на трансформацию формата. Более чем вдвое выросло число финалистов (читай — получателей новых знаний) — с 70 до 167 человек. Увеличилась продолжительность конференции: с двух дней до трех, с очень плотным графиком. Даже в пандемию конкурс продолжил жить — мероприятия на два года перекочевали в онлайн. Но главное, сместился фокус: в прошлом году впервые разбор работ проводили не звезды, а лауреаты предыдущих лет.

Этой осенью мы вновь встретились в Москве. И, представьте, прекрасно обошлись своими силами, без звезд! Да, к нам приезжал Владимир Касютин, но, как справедливо заметила одна из участниц, «Леонидыч не звезда — он свой до мозга костей».

На каждом из мероприятий одни финалисты щедро делились опытом и презентовали творческие находки, другие исписывали целые блокноты, фиксируя идеи, которые можно взять в работу — конечно, не заимствуя напрямую, а трансформируя под свою аудиторию.

Смена формата привела к тому, что часть участников, падких на общение со знаменитостями, отпала — лично знаю тех, кто отказался подавать заявку: мол, ничего нового от собратьев по перу не услышу. Отпали — и отпали: тех, для кого в приоритете обмен опытом, все равно в разы больше.

Из авторов, живущих чаяниями своих читателей и стремящихся неуклонно повышать качество работы, сложился некий конкурсный костяк: они год за годом участвуют, выходят в финал, приезжают на конференцию, много и плодотворно общаются и совсем не переживают, если не вошли в число лауреатов — все равно они в выигрыше, потому что новые знания бесценны. При этом постоянные участники нередко становятся «зажигалками», мотиваторами, генераторами идей для новичков — в результате конкурсная семья ширится, а качество социальной журналистики растет.

Говорю об этом с полной уверенностью. После того, как мне посчастливилось трижды стать лауреатом конкурса, я вошла в состав жюри: оргкомитет доверил оценивать работы финалистов в номинации «Печатные СМИ». Два года кряду проводила мастер-класс с разбором работ.

Вижу, что постепенно с газетных полос уходят «детские болезни» вроде неподписанных фотографий, непродуманных заголовков, бессмысленных игрищ со шрифтами. Потихоньку налаживается дело с построением композиции очерков — авторы находят достойные альтернативы хронологическому принципу организации текста: «родился — учился — женился — трудился — вышел на пенсию». Начинают усерднее продумывать речевое наполнение: наконец-то деревенские бабушки говорят как деревенские бабушки, а не как доктора филологических наук. С энтузиазмом включаются в общественную и благотворительную деятельность, выходящую за рамки редакционных задач. Так, Ольга Фомич, главред газеты «Прихоперье» (Воронежская область), создала пункты бесплатной выдачи одежды для нуждающихся, а Ирина Белова, заместитель редактора газеты «Сельская новь» (Вологодская область), на протяжении многих лет активно участвует в мероприятиях, направленных на продвижение темы ответственного отцовства.
По условиям конкурса участники предоставляют на рассмотрение жюри по три публикации. Познакомлю с некоторыми работами лауреатов.


Лауреаты в номинации «Муниципальные и иные печатные СМИ»

Марина Гончаренко из «Социальной газеты» (г. Самара) в статье «Фальшивая любовь» поднимает острую тему: законодательство допускает ситуацию, когда родители сдают больного ребенка, словно ненужную вещь, в дом-интернат, но при этом продолжают распоряжаться его пенсией. Текст начинается с реальной истории десятилетнего Миши, у которого синдром Дауна и множество сопутствующих заболеваний. Ему необходима медицинская помощь, однако сотрудники интерната, где живет мальчик, не имеют права отвести его к врачам, поскольку у него есть законные представители. Но папе и маме нет дела до состояния здоровья сына.

Далее Марина дает слово экспертам — директору благотворительного фонда, специализирующегося на помощи детям-сиротам, и консультанту аппарата уполномоченного по правам ребенка. Резюмируя, автор рассказывает, что самарские общественники сформировали свод конструктивных предложений, с помощью которых можно избежать повторения историй, аналогичных Мишиной. Но сумеют ли инициативные жители, пусть даже и при поддержке газеты, добиться воплощения своих идей в жизнь, большой вопрос.

Редактор епархиального журнала «Путь к вере» (г. Югорск) Елена Суднева нашла замечательную фактуру для очерка «Тайна сия велика есть»: в семье священника Николая Щербы и его супруги Ирины подрастают шестеро детей, в том числе две пары (!) близнецов. Автор отыскала много «вкусных» деталей: Ирина вымолила мужа у иконы Божией Матери «Умиление»; молодые обручились в церкви на пятый день знакомства; свадьба пришлась на день рождения Николая и день ангела Ирины. Из обилия деталей складывается эмоционально насыщенный текст.

Нравится нам это или нет, но сегодня для удержания читательского внимания важна не только информационная составляющая текста, сколько его эмоциональная насыщенность. Вот оно, очевидное влияние блогинга на журналистику!

Материал Елены Судневой

Тема двух пар близнецов, рожденных в одной семье, нынче в тренде: победитель в номинации «Муниципальные и иные печатные СМИ» Наталья Полякова, корреспондент газеты «Наш Бийск» (Алтайский край), представила на конкурс интервью с многодетной мамой Дарьей Меркульевой «Опять двойня!»

У Натальи получился добротный текст о многодетности не как о социальной патологии, но как о норме бытия. При этом журналист не ударилась в другую крайность, когда многодетная семья показана глянцево-безупречной. К сожалению, мне в процессе оценивания работ не раз приходилось читать до приторности сладкие истории, абсолютно лишенные конфликта. Веры таким сказочкам нет ни на грамм, ведь наша жизнь состоит из полутонов, а идеал — понятие недостижимое.

Корреспондент построила публикацию на полезности: многодетная мама дает читателям советы, как укреплять иммунитет малышей, как не допустить зависимости от гаджетов, рассуждает о здоровом отношении к беременности, о наказаниях за шалости, о родительском «достигаторстве».

Материалы Марины Гончаренко (слева) и Натальи Поляковой.

Единственное, что мне хотелось бы изменить в материале Натальи Поляковой — это заголовок. Да, он лаконичный и эмоциональный, но в нем отчетливо прослеживается аллюзия с названием хрестоматийной картины Федора Решетникова «Опять двойка». Близнецы-то явно получились не на двойку, а на пятерку: вон какие красавцы и красавицы на фото!

Лауреаты в номинации «Региональные и федеральные печатные СМИ»

Моя землячка Елена Фазылова из газеты «Синегорье» (Челябинск) рассказала захватывающую историю о том, как сорокалетняя женщина выносила здоровую малышку в брюшной полости. Это девятнадцатый случай в мире, когда в такой ситуации удалось спасти и мать, и ребенка. Для заголовка Елена выбрала фразу, произнесенную мамой новорожденной крохи: «Спасибо, что я жива и здорова, и с дочкой все хорошо!».
Елена очень деликатно подала медицинские подробности. Совсем не рассказывать о них было нельзя, чтобы не рассыпать историю. Но нельзя было и перегнуть палку, удариться в натурализм.
Материалы Елены Фазыловой (слева) и Ирины Игнатовой.

Мастерство автора проявляется и в том, что текст держит в напряжении до самого конца — опять же благодаря ярким, зримым деталям. Тут тебе и перелет будущей мамы на вертолете из района в областной перинатальный центр, и экстренные консультации с европейскими врачами, и картина, открывшаяся хирургу в ходе операции. После такого накала страстей хэппи-энд воспринимается читателем как лучшая награда.
Ирина Игнатова («Владимирские ведомости») в репортажном очерке «Все краски ликов» из иконописной мастерской реализует просветительскую функцию журналистики. И это по-настоящему здорово — к сожалению, наш брат-журналист все больше развлекает, забывая о благородной миссии по развитию читательского кругозора.

Даже не верующему, а просто культурному, образованному человеку полезно знать, какие материалы использовали иконописцы, продолжающие традиции школы Андрея Рублева, что такое «мерная икона», почему был канонизирован наш современник Лука Крымский. Что важно, интересные факты озвучивает не автор, а преподаватели мастерской — экспертное мнение закономерно повышает доверие и вовлеченность аудитории.

Материал Ольги Журавлевой.

Победителем в номинации «Региональные и федеральные печатные СМИ» стала Ольга Журавлева из липецкого журнала «Лица». Публикация «День сурка отменяется» о повседневной жизни многодетных родителей — тот случай, когда текст работает на сто процентов вкупе с креативной версткой и профессиональными фото (предвижу, что многие коллеги взгрустнут, вспоминая добрые времена, когда в штате присутствовал фотокор).

Понятно, что газетчикам столь вольное обращение с пространством на полосе даже не снится, но до чего круто, когда на странице много воздуха! Отмечу единство цветового оформления, без лишней пестроты. Родители и дети даже подобрали для фотосессии одежду тех оттенков, которые используются в графических элементах.

Во всем ощущается креативный подход. В вопросах, адресованных папам и мамам: «Есть ли у вас своя кнопка сохранения энергии?», «Прогулки с тремя детьми похожи на басню про рака, лебедя и щуку?», «Правда ли, что все носятся только с первым ребенком, а дальше, как в анекдоте про миску кота?». И опять-таки в оформлении: если мама говорит про игрушечный пистолет, то фрейм с ее репликой сделан в форме пистолета. Спасибо Ольге Журавлевой и всей команде, выпускающей журнал «Лица», за любовь и уважение как к героям публикаций, так и к читателям!


В рамках одной статьи не расскажешь обо всех открытиях и творческих находках. Поэтому предлагаю каждому из вас присоединиться к большой конкурсной семье в следующем году, чтобы более подробно познакомиться с лучшими журналистскими практиками. Правда, для этого придется выйти в финал, но задача вполне решаема: на конференцию в Москву были приглашены порядка сорока процентов от общего числа участников.

Светлана Полежаева, член жюри конкурса «Семья и будущее России-2022», Челябинская область, статья опубликована в журнале «Журналистика и медиарынок»