Елизавета Лесовая: “Я с гордостью ощущаю себя членом команды”
Мне посчастливилось заниматься ежегодной организацией концерта в Кремле 13 декабря на церемонии награждения премией “Вера и верность”. Скоро двадцать лет, как работаю в этом направлении, и каждый раз ловлю себя на мысли, какое это сильное, мощное зрелище!
Мастерство
Никогда не забуду свой самый первый раз. Тогда Ивана Жигон, которая потом стала лауреатом, приехала из Сербии с коллективом детей. И когда они выступали, и зал, и все за кулисами стояли завороженные. Многие плакали. Это был настолько потрясающий эмоциональный номер, что я не могу его забыть.
Хорошо помню, как Иосиф Давыдович Кобзон оказал нам большую честь – принимал участие в концерте и был одним из лауреатов премии. Он тогда приехал из больницы, и, прямо скажем, не очень хорошо себя чувствовал. И какое же волшебство происходило в тот момент, когда он выходил на сцену! Это было именно преображение. Какая-то удивительная метаморфоза – из уважения к своей работе, к профессии, к церемонии в целом. Он неоднократно принимал участие в наших концертах, и каждый раз это был настоящий урок для всех остальных артистов. Поэтому его выступление всегда вызывало самую горячую ответную реакцию зрителей.
Или был номер, когда награждали Михаила Рожкова – это “Золотая балалайка России”. Он был очень солидного возраста, но вышел на сцену и сыграл сходу на зависть всем профессионалам. И таких историй удивительного мастерства и колоссального заряда энергии множество!
За кулисами
На церемонии устроено всё так, что перед тем, как выйти, каждый артист находится какое-то время за кулисами и слушает историю “своего” лауреата. Когда со сцены рассказывают его историю, то и зрители, и артисты часто бывают поражены тем, что человек сделал, чего достиг. Я наблюдала, как артисты менялись, становилось понятно, ради чего они выходят на сцену. Им действительно хотелось принести радость вот этому конкретному человеку, который сделал столько хорошего для других. Кто-то из артистов даже произносил прочувствованную незапланированную речь.
И степень отдачи артиста сильно зависит от того, насколько мы попали в лауреата. Насколько история конкретного человека совпала эмоционально. А это бывают очень мощные истории, они не могут не оказать влияние. Я сама каждый раз, когда читаю сценарий, поражаюсь, как многого мы не знаем о людях. Даже о тех, кого мы думаем, что знаем. А он вдруг открывается для нас совершенно с другой стороны.
Бывает так, что человек известный, но мы вручаем премию не за его популярность, а за его благие дела. Ты считаешь, что перед тобой знаменитый политик или актёр, и у него в жизни всё хорошо, легко и изящно, а он, оказывается, занимается непростыми и некоммерческими делами, просто не афиширует.
Например, в прошлом году среди лауреатов был Денис Мацуев, и я была искренне поражена тем объёмом работы и поддержки молодых дарований, которую он проводит по всей стране. И те люди, которые принимали участие в его конкурсах, та молодёжь, которую он поддерживал, многие сами стали звёздами. Например, Иван Бессонов. И это только одно имя, а он многим помог в становлении.
Или среди лауреатов у нас были Константин Хабенский и Лиза Глинка, которые всё время на слуху, мы вроде бы всё о них знаем, но всё равно оказывается, что ты не обо всех делах знаешь, не обо всех добрых поступках. И артисты естественно отзываются на такие вещи. Для них это безусловно важно.
Подарок лауреату
Каждый номер – это именной подарок тому человеку, которого награждают. И мы стараемся, чтобы этот номер хорошо подходил лауреату по характеру или по роду деятельности. Мы стараемся попасть в точку: что любит тот или иной лауреат, какую музыку или песню, с кем дружит или просто давно общается. Иногда мы приглашаем артистов, которые дружат с награжденными, и это всегда срабатывает.
Например, Олег Митяев, который у нас много раз участвовал в концерте, однажды поздравлял Фёдора Конюхова, и когда вышел на сцену, неожиданно рассказал анекдот про Конюхова. Это было в хорошем смысле слова тепло и по-дружески, внесло добрую нотку. Очень по-человечески. А в результате и сами лауреаты живо реагируют: кто-то шутит, кто-то подпевает. И всегда видно, если удалось угодить.
Мы награждали Бориса Соколова – он снимал капитуляцию Германии и Японии – и дарили ему номер “Песенка фронтового корреспондента”. И было так душевно, когда он, несмотря на свой статус и возраст, живо подпевал артисту.
Когда Тамара Гвердцители пела для Владимира Зельдина номер из их совместного спектакля про Дон-Кихота, то они экспромтом в танце вдвоём уходили со сцены. Это было настолько приятно смотреть!
Как-то очень смешно пошутила Элина Быстрицкая, когда для неё пел Сергей Захаров. Она шутливо призналась, что в советские времена ходили сплетни, что Сергей её сын. Он засмеялся.
Много хороших историй. И все такие живые, яркие. Иногда неожиданные, а какие-то ожидаемые. Но главное, такие моменты разряжают напряжение, снимают зажатость у тех людей, которые не очень привыкли к сцене. И часто артисты или журналисты, то есть люди, которые не боятся сцены, специально шутят, чтобы помочь другим освоиться. Например, Хабенский на награждении признался, что не поверил, когда ему позвонили и сказали, что он лауреат премии “Вера и верность”: “Я думал, это какая-то шутка, что меня награждают такой высокой наградой!” И это вызвало добрый смех у всех нас.
Но и тех людей, которых никто не знает, всегда очень-очень тепло принимают, аплодируют не меньше, а то и больше, часто зрители встают, чтобы приветствовать такого лауреата. И это понятно: вот перед нами стоит человек, такой же точно, как и мы, у которого точно такие же возможности - ни больше, ни меньше. Но он, этот человек, делает нечто совершенно потрясающее!
Вот Асгат Галимзянов – никакой не миллионер, самый простой рабочий человек – водитель на рынке – и помог детским домам в огромном количестве на свои средства. Больше 80 автобусов и автомобилей купил, просто так, никто ведь его не заставлял. Урок для всех нас.
И конечно, такие простые люди теряются в непривычной для них среде, когда ты выходишь на сцену, а перед тобой зал в 6000 человек, тем более Кремль, главная сцена страны. И ты на равных с людьми, на которых ты только смотрел в новостях. Конечно, они очень волнуются и стесняются. И при этом они всегда очень искренне радуются всем номерам, от них очень сильная отдача. Видно, как они тронуты своим подарком, как дорого им внимание.
Хотя и более-менее известные персоны реагируют порой трогательно и сердечно. Помню, блестящие разведчики супруги Вартанян. Мы дарили им песню из фильма “Тегеран 43”, и для нас такой номер был естественным, ожидаемым, в соответствии с подвигом, которым они прославились. Но они настолько искренне обрадовались, что мы о них подумали и подобрали именно этот номер, что в один голос воскликнули: “Так это же наша песня!”
У нас очень много хороших иностранных лауреатов, которые не все в силу разных обстоятельств, в том числе возраста, могут приехать к нам, но там такие удивительные истории! Целые поисковые отряды по охране памятников и захоронений, или просто энтузиасты, совершенно неожиданные за пределами нашей страны, которые заботятся о том, чтобы память о наших военных сохранилась. Некоторые помогают культуре. И у каждого из них своя история, удивительная судьба, хорошее доброе дело. И рассказ об этом естественно вызывает горячий отклик. Я столько раз видела, как вставал весь зал, как один, люди аплодировали, стоя, тем, кого они вообще не знали до этой церемонии.
Звёзды и молодёжь
У нас всегда настолько разнообразный список лауреатов, что это позволяет привлекать артистов совершенно разных жанров. Мы приглашаем и классических артистов: это и певцы, и музыканты, оперные, инструментальные, эстрадные, и народные коллективы. Особенно, когда у нас кто-то из лауреатов региональный представитель, мы подбираем ему номер с интересным, ярким национальным колоритом. У нас всегда есть звёзды эстрады, которые любят с нами работать и с радостью принимают участие в мероприятии, иногда не один раз.
Интересно, что многие звёзды с очень загруженным графиком, если они находятся в Москве, всегда используют возможность принять участие в церемонии. Бывало так, что они приезжали к нам, и только потом ехали на какой-то другой концерт.
Мы любим приглашать и молодых артистов: детские коллективы, юные звёзды. Диана Анкудинова участвовала практически через полгода после её победы в первом конкурсе. Такая девочка была маленькая, трогательная. Представляете, какое это событие для неё! Когда выходишь на главную сцену Кремля, и тебя принимают так же тепло, как и заслуженного мастера.
Драматургия концерта
Но мы не просто приглашаем звезду, или начинающего артиста. Мы приглашаем с конкретным номером, выстраиваем программу. Программа формируется и по мелодике, по темпу. Существуют свои законы построения концерта. Поведенческие, эмоциональные. Где-то надо добавить радости, веселья. Где-то нужен продуманный хороший пафос. И если первый лауреат, например, Сергей Лавров, то и номер надо подобрать под Сергея Лаврова и под начало программы, а если у тебя в финале, допустим, Герой России, военный, в конце кода должна быть мощная, эмоциональная, сильная и очень энергичная.
Последовательность лауреатов у нас драматургическая. Хотя лауреаты равнозначные, независимо от степени известности, мы всё равно выстраиваем сюжет. Он должен быть связан и с возможностями лауреата, и с техническими моментами. Надо выстроить увлекательную единую историю: живую и красивую.
Есть вещи, которые неизменны. Например, мы всегда рассказываем о лауреатах, но сами лауреаты меняются, публика меняется. И всё же я заметила, что очень многие, кто пришёл первый раз к нам, приходят потом и второй раз, и третий, а потом смотрю, уже люди постоянно ходят. Ждут эту церемонию, планируют заранее, и она стала событием для тех, кто включился. Мне кажется это очень важно. Это значит, что мы делаем и красиво, и хорошо. И у нас не скучная официальная церемония, а важное событие. Ведь это не только концерт и развлечение, это возможность узнать нечто удивительное о людях, которые живут рядом с нами. Текстовая история
Для такого большого мероприятия у нас не так много номеров музыкальных, на самом деле, потому что много информации о каждом лауреате. Мы рассказываем о том, за что человек награждается, его биографию, какие-то важные моменты, связанные с его деятельностью, и это занимает длительное время, поэтому каждый номер концерта на вес золота.
Концерт идёт где-то порядка полутора-двух часов. Нельзя назвать точное время, потому что многие лауреаты воспринимают церемонию, как некую общественную трибуну, и после награждения не просто благодарят, а делают практически программное заявление, обращаются со сцены в надежде, что их позицию, их слова услышат и поймут. Например, Юрий Норштейн такую речь сказал.
Не однажды священнослужители говорили со сцены настоящие проповеди о важных с их точки зрения вещах, о том, что наболело. Почему человек занимается какой-то благотворительностью? Потому что есть в этом потребность – и у него, и у общества, есть проблема. Или существуют ценности, которые он защищает. И об этом он не может не говорить.
Текстовая история получается объёмная, поэтому нам крайне важно, чтобы музыкальные номера поддерживали динамику программы.
Команда
Но за всем этим сложным механизмом всегда стоят люди. В Фонде сложилась (или всегда была) совершенно замечательная команда. Это люди, которые приняли меня, то есть увидели меня первый раз ещё давным-давно, когда я только начинала свою деятельность, и многие в Фонде работают до сих пор – уже очень много лет. А новенькие сотрудники выросли как раз на моих глазах, и я помню их практически ещё детьми. И вот что я точно могу сказать: все эти люди мощно заряжены на то, чтобы программа получилась. Причём любая история, которую они делают.
В процессе подготовки своей части я приезжаю и вижу, как они работают. Там же и другие программы есть. И каждый раз, когда я посещаю Фонд, это бесконечный процесс организации: поиски решений, созвон с сотрудниками. И невооруженным глазом видно, что все эти люди большие энтузиасты своего дела. А уж за церемонию они переживают так, как, наверное, даже я не переживаю. Хотя мы все волнуемся, вплоть до последнего момента, пока не закрылся занавес.
Но что бы ни произошло, я знаю, что меня ждёт колоссальная поддержка, мне всегда помогут с любыми вопросами, в том числе и организационными. Артисты любят что-то забыть: документы или ещё что-то, иногда забывают в список внести замену, и это достаточно сложный момент, но всегда решается всё оперативно. Есть такое ощущение, что все болеют душой за дело. За двадцать лет ни разу я не сталкивалась, чтобы кому-то из Фонда было всё равно.
По этому проекту я больше всего общаюсь с Анной Яковлевной Мордмиллович, и это без преувеличения уникальный человек, абсолютно погруженный в работу - ей можно позвонить ночью или рано утром, и она бросится решать проблему, с какой бы глупостью ты к ней ни обратился. Она откликнется всегда. Такой боевой товарищ в буквальном смысле слова, который действительно способен разрешить любую ситуацию. У неё прекрасная команда, замечательные все абсолютно.
Мы все церемонии готовим вместе с Сашей Гатилиным. Он обеспечивает нас полностью информационно и решает всё, что связано с прессой. Он же формирует ролики, которые являются важной частью программы – у нас много текста идёт именно через видео. Сергей Самонов помогает со сценарным текстом для лауреатов. Так что тут большая общая работа.
Команда Фонда - это не просто супер профессионалы. Да, я уверена, что они в принципе могут любой проект сделать, как вдохновители и организаторы, но главное в том, что они душой выбирают вот эти проекты, которые делает Фонд. Они действительно за них болеют, вот что ценно. На церемонии они волнуются так, будто они на сцене, хотят, чтобы всё прошло идеально и понравилось лауреатам - переживают, как принимает зал, переживают за лауреатов, как будто сценарий не знают.
А потом начинается обсуждение уже после церемонии: как зрители принимали лауреата или номер, как аплодировали, в каком месте все встали. Каждую церемонию они внимательно смотрят, но при этом никто никогда не бросает работать. В любой момент в любой ситуации, если о чём-то просишь, тут же подключаются.
Руководство
Но самое удивительное для человека со стороны, это то, насколько сильно вовлечено в подготовку руководство! И Владимир Иванович Якунин, и Олег Юрьевич Атьков – это тот редкий вариант, когда руководители имеют огромное желание и активный настрой рассказать про лауреатов как можно больше и лучше. Всегда так приятно видеть, с какой заинтересованностью они представляют каждого лауреата.
Кроме того, я вижу их неподдельный интерес к каждой стадии процесса, включая даже декорации. Уж не говоря о подборе артистов. Сколько раз именно они обращали моё внимание на того или иного молодого неизвестного певца или музыканта! Хотя это в общем-то, не их занятие, но как они могут от этого уйти, если живут процессом? Поэтому и не получается никакой формальности, а живые жаркие споры, необычные решения.
В этом году церемония проходила в обновлённом формате. Были привлечены социальные сети и к выбору лауреатов, и к голосованию. Информацию иногда в интернете найти не так просто, поэтому было замечательно, что мы смогли узнать что-то новое. Заслуга Фонда здесь в поиске людей, поиске контактов, поиске связей. Проведением голосования тоже, конечно, фонд занимается. Таким образом, мы получаем информацию, но работа проделана до нас. Огромная.
Я организую сам концерт, но внутри церемонии большой кусок принадлежит сотрудникам, которые это делают из года в год, пытаясь найти новые краски, свежие решения. И у них получается!
Отдушина
Это и для меня самой всегда самая эмоциональная история. И когда всё складывается, то это какое-то огромное удовольствие. Я честно говорю, что для меня церемония – это не просто работа, а многолетняя отдушина. Задолго до организации программы, я начинаю думать над ней. Кто-то из артистов какую-то написал или исполнил песню, я сразу про себя думаю: так, надо будет запомнить для церемонии, если там будет подходящее место.
Так было, например, с песней Дениса Клявера “Когда ты станешь большим, сын, когда доверишься мне, дочь”. Я ее услышала, увидела клип с детьми, и мне показалось там всё так удачно, что первая реакция моя была мысль о Кремлёвском концерте: “Да, это то, что надо!” Как раз, мне кажется, Константина Хабенского поздравляли этой песней.
Я не сотрудник Фонда, но в такие моменты с гордостью ощущаю себя членом команды. Это ведь та самая теория добрых дел: когда ты в чём-то таком участвуешь, тебе на душе становится тепло. Поэтому я искренне благодарна Фонду, что всех нас собирает на хорошее дело.
Счастья, процветания и больших новых успехов и побед любимому Фонду, с наступающим юбилеем!