О лучших работах 2023 года в номинации "Телевидение" Всероссийского Конкурса «Семья и будущее России» Фонда Андрея Первозванного рассказывает эксперт конкурса, ведущая программ ТК «Ника» Глушенкова Марина Юрьевна.
Плох тот участник конкурса, который не рассчитывает выйти в финал, однако на пути между заявкой и заветным дипломом есть небольшое препятствие – жюри. Люди, которые подходят к творчеству с линейкой, ставят в таблицы оценки за новизну, актуальность, креативность и проч. Иногда кажется, что угодить жюри невозможно. Но давайте попробуем посмотреть на конкурсные материалы их глазами.
Чего быть не должно
Сразу исключим то, что для членов жюри конкурса «Семья и будущее России» в номинации «Телевидение» становится «красной тряпкой».
1. Сухой закадровый текст с множеством канцеляризмов, причастных и деепричастных оборотов. Не надо так. Хороший телевизионный текст – лёгкий, льется свободно.
2. Попытка в первом же закадре изложить всю историю семьи с незапамятных времен. Никто не запомнит это все равно.
3. Штампы и оценочные словосочетания, где зрителю навязывают впечатление о героях– «царит любовь и дружба», «увлекательный досуг», «большая дружная семья», «уникальные традиции». Снимайте так, чтобы зритель сам сделал все эти выводы.
4. Текст, дублирующий картинку. В тексте - «они собираются за большим столом», в кадре – семья собирается за большим столом, в тексте – «они дружно наряжают елку», в кадре – семья дружно наряжает елку. Неудобно об этом напоминать, но картинка в телевидении уже несет информацию, добавьте к ней деталей, которые помогут раскрыть характер семьи: «этот стол достался Петровым в наследство от Машиной бабушки», «а елку Петровы всегда ставят живую – говорят, без запаха хвои не тот Новый год».
5. Длинные синхроны на общем плане. Где в кадре – вся семья на диване, а говорит кто-то один. Три минуты.
6. Неуместные перебивки-заплатки. Особенно микрофоны.
7. Гендерные стереотипы, которые, казалось бы, мы, как социальные журналисты, в первую очередь должны разрушать. Восхваление мужчины за то, что он поменял подгузник своему ребенку, обижает, прежде всего, всех адекватных и ответственных отцов. Странно уже в XXI веке говорить о том, что «муж помогает жене».
Что цепляет взгляд и душу
Не только зрителя, но и члена жюри. Давайте посмотрим на конкретных примерах - шести победителей и обладателей четырех специальных призов. Почему именно они?
Муниципальные СМИ, III место, Анастасия Попова, "Муравленко Медиа", ЯНАО, г. Муравленко
В этой заявке особенно выделяется сюжет «Невероятная семейка». Эмоциональная нарезка коротких синхронов в начале сразу погружает зрителя в атмосферу семьи Никиты и Ганны. Этим же приемом – эмоциональной нарезкой коротких синхронов – автор пользуется, когда рассказывает о героине как о лучшем воспитателе и показывает, как ее любят дети.
В закадровом тексте сюжета - ни слова о том, что семья Лысых-Ганущак веселая: мы просто видим, как на ускоренной съемке под музыку они дурачатся. К чему слова? Можно, конечно, сказать, что автору просто повезло с героями: они действительно харизматичные, хорошо говорят. Мастерство автора в данном случае – сохранить и удачно вплести эмоциональные синхроны в свое повествование. Например, о целеустремленности старшей дочери мы узнаем из уст папы: Василиса не пропустила тренировку даже в день рождения, гости собрались и ждали ее за столом. Именно такие истории украшают сюжет.
Муниципальные СМИ, II место, Анна Поздеева, Народное телевидение «Хибины», Мурманская область, г. Кировск
Программа «Семейный ковчег» - пример того, как муниципальному тележурналисту работать в условиях, когда времени на съемку мало, материал снимается практически в одной локации, а появиться лицом в кадре соглашаются далеко не все члены семьи. Ну то есть в типичной для регионального журналиста ситуации. Сделать смотрибельные выпуски в невыгодных обстоятельствах Анне помогли совершенно определенные приемы:
- начало не по порядку, а с эмоционального момента;
- съемка с нескольких камер и частая смена планов одного и того же героя на монтаже;
- структурирование материала, разбивка на условные «главы», подыстории внутри одной истории;
- взгляд на одно и то же событие глазами разных членов семьи - через чередование синхронов.
Муниципальные СМИ. I место, Алёна Шведова, муниципальная телерадиокомпания «Краснодар», г. Краснодар
Проект «Леша, я беременна!» можно смело считать уникальным. Не каждому журналисту, делающему программы о семье, выпадает удача снять историю своей беременности. Проект Алены Шведовой совмещает в себе любимый журналистский прием «испытано на себе» и настоящий ютубный вайб.
Алена стирает дистанцию между собой и зрителем: историю своей беременности она рассказывает так, как говорила бы с подругой. Автор честно исследует свое состояние - рассказывает о сомнениях, смене настроения и вкусов, принятии изменений внешности.
Особую прелесть выпускам добавляет то, что снимает программу будущий папа, муж Алены. И жена-корреспондент не только берет у него интервью о его чувствах.
В кадр также попадают фрагменты «закадровых отношений» будущих родителей. «Ты мои подбородки снимаешь?» - спрашивает Алена у мужа, лежа на кушетке перед УЗИ. И он, правда, снимает ее с невыгодного ракурса – Алена не пытается выглядеть идеальной.
С врачами автор программы разговаривает не научным, а повседневным языком, с позиции: это моя первая беременность, я не знаю, как правильно, расскажите мне – и объясните почему. Врачи отвечают тем же – говорят не по-медицински сухо, а по-человечески.
Получив советы от врачей, будущая мама идет воплощать их в жизнь, - и мы видим, как сложно выполнить рекомендации по питанию для беременных в обычной столовой, как желание съесть шоколадку перевешивает предостережения врача.
Искренность и динамичность делают программу «Леша, я беременна!» и просветительским, и поддерживающим проектом одновременно. На наших глазах происходит становление мамы.
Федеральные, региональные СМИ, III место, Яна Тормина, телеканал ОТВ, г. Челябинск
Особенность заявки Яны – в ней двановостных сюжета и один выпуск программы. Часто корреспонденты новостей считают, что им заведомо бесполезно соревноваться с теми, кто делает программы и фильмы, - неравные творческие категории.
Однако сюжет сюжету рознь. Оба сюжета Торминой отличает, прежде всего, хорошая продюсерская работа. Это не просто «сюжеты о семье», в каждом есть необычный новостной повод. Например, успешный адвокат, отец троих сыновей, завел лошадей – и это объединило его с детьми.
Второй сюжет – про «гламурное кесарево»: что за явление, что оно дает маме и ребенку. Закадровый текст везде – легкий и метафоричный, синхроны героев не статичны, сняты в движении, также в сюжетах много лайфов и интершумов, которые создают динамику.
Выпуск программы «О людях» - сложный разговор с женщиной, которая родила и воспитывает двоих детей с редким генетическим заболеванием. Зине уже 40, Ване – 38, но они остались ростом с пятилетних детей. Скажем честно, массовый зритель неохотно смотрит подобные темы: заболевание безнадежное, спасти никого не получится, люди не любят погружаться в боль, которая выше их сил.
Яна не ошарашивает зрителя недугом детей в лоб, вначале дает лишь намек: мы понимаем, что с детьми что-то не так – вопрос, что именно. И дальше заводит разговор о счастье материнства – по глубине ответов героини зритель понимает, что женщина об этом размышляла не раз. Автор совмещает интерес и такт, умудряется корректно задать своей героине обывательские вопросы, которые обычно звучат нахально.
Длинный «кирпич» интервью разбит на части – и мы видим фрагменты жизни Нины Васильевой с детьми. Пять минут интервью – две минуты реальной жизни: получасовая программа такой структуры смотрится на одном дыхании. Помогает верно выбранный тон: Яна создает вокруг своей героини атмосферу не жалости, а уважения.
Федеральные, региональные СМИ. II место, Надежда Щукина, «ННТВ», г. Нижний Новгород
Проект «Третьим буду!» - социальная реклама. Но настолько умная и тонкая, что хочется не выключить звук, а сделать погромче. Модный сегодня сторителлинг побеждает и здесь.
Каждый выпуск «Третьим буду!» (шестой выпуск) – реалити-шоу о жизни семьи, которая ожидает третьего ребенка. Свою задачу – нормализацию здоровой многодетности – проект выполняет отлично. Будущие многодетные родители предстают не асоциальными элементами и не супергероями, а обычными людьми. Их сомнения, страхи и надежды понятны каждому зрителю.
Мы снова наблюдаем то самое выигрышное телевизионное сочетание: простой, лишенный пафоса, кадровый текст и эмоциональные синхроны героев. Особенность проекта нижегородцев – говорящие папы, как бы это ни звучало. К сожалению, мужчины в сюжетах о семье часто играют роль фона, выскальзывают из кадра, отказываются говорить с корреспондентом. В проекте «Третьим буду!» папы открыто и спокойно говорят о своих чувствах – как волнуются и переживают за жену, как их беспокоит возрастающая ответственность за материальное положение семьи, некоторые даже не стесняются своих слез. Нижегородский проект показывает, что убедить мужчин говорить о чувствах можно и нужно.
Любому телевизионщику очевидно, что каждый выпуск проекта «Третьим буду!» - кропотливый труд. Семьи отсняты в разных локациях и ситуациях. В каждом выпуске показано, как на молодую семью влияет настрой старшего поколения. За время ожидания третьего малыша семьи сталкиваются с трудностями. Но каждая история завершается появлением на свет малыша – и радость рождения нового человека перекрывает всё.
Федеральные, региональные СМИ. I место, Патимат Бурзиева, РГВК «Дагестан», г. Махачкала
Документальные фильмы Патимат Бурзиевой не в первый раз получают высокую оценку жюри. Кажется, что Патимат может интересно снять буквально обо всем. Даже те темы, где нет внешней динамики.
«Отшельница из Старого Амуши» - истории о горцах, которые не покидают свои аулы даже когда все остальные жители оттуда уходят. Фильм начинается с истории 92-летней женщины. Лайф, крупный план, детали покинутого аула – в аутентичную атмосферу зритель попадает с первых секунд. Уже на 22-й секунде мы узнаем, что пожилая женщина живет в ауле одна 25 лет. На 1:30 – что она ждет сына, который пропал в горах. Да, в ауле ничего не происходит, но динамику Патимат создает с помощью погружения в переживания героини.
Главное – сразу. Наверное, это можно считать творческим принципом Бурзиевой. «Моя сестра стала причиной благотворительности», - говорит герой фильма «Мухаммад поможем» на 16-й секунде - и мы видим очень красивую девочку, у которой ДЦП. И сразу многое понимаем про главного героя, для которого благотворительность стала стилем жизни.
Всего лишь за 37 секунд фильма «Учитель-герой» мы видим, как его встречает семья, какую медаль ему сделали дети, как жена не может сдержать слез, и узнаем обстоятельства, в которых он воевал.
Везде, где можно обойтись без закадрового текста, Патимат старается его не использовать. В основном за кадром звучит прямая речь героев. Если видео, говорит громче слов, автор не пытается пересказать то, что и так понятно, а дает «воздух» и усиливает эффект музыкой. Примерно каждые 2-3 минуты вместе с героем мы переходим в другую локацию и возникает новый поворот темы. Ну и, конечно же, реальные люди в фильмах Патимат выглядят реальными людьми: герои могут сомневаться и уставать, им бывает грустно, тревожно, страшно, но они продолжают делать своё дело.
Спецпризы:
Умай Ибрагимова, РГВК "Дагестан, г. Махачкала
Жюри особенно отметило искренность и гражданскую позицию автора. В спецрепортажах «Запертые дома» и «Последнее жилище». Умай использовала интересный прием: нескольких параллельно развивающихся историй.
Екатерина Карпенко, "Новосибирские Новости", г. Новосибирск
Маленькие, но запоминающиеся новостные сюжеты: няня, которая учит лазать детей по деревьям, мастер-класс для детей по приготовлению сырников. Интересные герои, эмоциональные синхроны, уместные стендапы. «Няня строгого режима»,«Мама и – спортсмены», «Семьи готовят сырники».
Важный проект о семьях, живущих на селе. Как сделать привлекательной для детей работу в подсобном хозяйстве, если вся современная жизнь тянет их в другую сторону. Автор дала слово не только родителям, но и детям.
Многодетные, приемные, семьи с детьми-инвалидами, проблемы после разводов, волонтеры, уход за пожилыми – кажется, все уже сотни раз отснято-переотснято. Количество так называемых «социальных тем» ограничено. Периодически каждый автор, работающий в данной тематике в своем регионе, чувствует, что он варится в собственном соку. Самобытно, конечно. Но пресно. Не хватает остроты, перчинки какой-то.
Вдохновиться, почерпнуть новые идеи, поговорить с единомышленниками на одном языке – то, ради чего существует финал конкурса «Семья и будущее России». Проблемы останутся те же. А вот формы, через которые мы можем достучаться до сердец современников, надо искать. В конце концов, у композиторов тоже всего лишь семь нот.