«Какие темы сейчас чаще всего берут журналисты, пишущие на тему семьи? Нужно ли возвращаться к героям? Какие формы подачи материала используют авторы? Какой стиль изложения оказывается более удобным для чтения?», делится с участниками Всероссийского конкурса «Семья и будущее России» Анна Гриневич, журналист ИА «Республика», эксперт Всероссийского конкурса «Семья и будущее России» в номинации «Интернет СМИ».
Чаще всего тексты о семьях, их проблемах, вопросах и достижениях, пишут журналисты с определенной внутренней организацией. Они работают в поле «журналистики действия», нередко сами являются волонтерами в общественных организациях. Эти авторы хорошо знают, как работают механизмы помощи человеку, какие приемы точнее влияют на читателя. Объединение этих людей – прекрасная гуманитарная задача организаторов конкурса «Семья и будущее России». На ежегодном форуме, который организует Фонд Андрея Первозванного, не только награждают авторов лучших материалов, но и дают возможность каждому финалисту конкурса рассказать о своей журналистской практике и познакомиться с идеями, форматами, стратегиями работы коллег.
Основная часть материалов, присланных на конкурс, в блоке «интернет-СМИ», - живая часть повседневной работы журналистов, находящихся в контексте обстоятельств жизни конкретных семей, живущих рядом с автором. Поводом для публикации могут быть и отклики на события (федеральные или региональные), связанные с темой семьи. Совсем небольшая и очень увлекательная часть работ имеет отношение к изучению национальных, этнографических, культурологических особенностей семейного уклада в регионах.
Про темы. Идем к многодетным
Чтобы составить примерное представление о том, какие темы больше всего интересовали журналистов, пишущих о семье, в 2022/23 годах, мы попробовали определить в каждом тексте основную тему. Оказалось, что чаще всего авторы пишут про многодетные семьи (24%). По-прежнему актуальной оказалась тема, связанная с приемными детьми, но мы не стали выделять ее в отдельную категорию, поскольку чаще всего приемные дети становятся частью многодетной семьи или у приемных родителей возникают проблемы, связанные с воспитанием.
Значительная часть журналистских работ на семейную тему связана с темой воспитания детей (18%). При этом интересными журналистам кажутся примеры мужского воспитания в семье (5%).
Довольно большая часть материалов, присланных на конкурс «Семья и будущее России- 2023» связана с ситуациями, когда родители или дети находятся в ситуации болезни (17%). Чаще всего им требуется помощь. Между тем, текстов, направленных именно на сбор средств для начала или продолжения лечения, стало, по нашим ощущениям, меньше в сравнении с ситуацией прошлых лет.
В отдельную категорию мы выделили тексты с конкретными рекомендациями, советами, инструкциями. Часть историй оказалась связанной с описанием решения каких-то (чаще всего бытовых) проблем в семье (10%). Любимые в советские времена истории о людях, проживших вместе много лет, составляют сейчас довольно скромный блок материалов (3%). Примерно в таком же количестве работ авторы возвращаются к семье, о которой уже писали прежде.
Также в отдельный блок вошли статьи, которые тематически не объединились с другими текстами. Условно эта группа называется «эксклюзивом».
Следует сказать, что наш анализ текстов не предполагал серьезного научного подхода, а возник спонтанно в процессе поиска тенденций. Для серьезного исследования нужны более точные инструменты.
Каждую из выделенных категорий можно было бы показать в деталях, но такой возможности у нас нет. В наш обзор вошли десять материалов, авторы которых используют интересные, как нам показалось, подходы к теме, выбор героев, форматы подачи информации.
«Подлить маслаата в огонь»
Автор материала "Вернитесь в семью!" (Сайт «Это Кавказ») Аза Исаева пишет о комиссии по гармонизации брачно-семейных отношений и воссоединению семей, распавшихся по незначительным поводам. Такая комиссия существует в Чечне с 2017 года. Маслаатом у горцев называется институт примирения враждующих сторон.
Аза Исаева пишет о практике, которая читателям из других регионов может показаться экзотикой. Между тем, ясный авторский стиль изложения исключает здесь внутреннюю полемику, которая могла бы возникнуть из-за непривычных обывателю реалий.
«Один из самых сложных вопросов при разводе — с кем останутся дети. Чеченское общество в этом отношении на стороне отцов. По статистике, в Чечне после развода с отцом остались 3659 детей, с матерью — 1644», - пишет автор статьи. В трех коротких предложениях точно выражен смысл одной из сторон семейного права в Чечне. Рассказывая о практике примирения семей, автор не встает ни чью позицию, не оценивает самостоятельно эффективность гражданского института. Она опирается на реальные истории, мнение руководителя комиссии и статистику.
Основа текста – реальные истории Петимат и ее мужа и Аминат, которой родственники мужа запретили работать. Истории женщин не пересказываются подробно, а подаются в тексте небольшими блоками, поясняющими мысль автора и создающими у читателя эффект сопереживания героиням. Комментарий, который журналист берет у Аслана Абдулаева, главы Комиссии гармонизации брачно-семейных отношений и воссоединению семей, - подробный, но не многословный. Сами за себя говорят цифры: «В республике выявлено чуть больше 5 тысяч разведенных пар. 2 254 из них удалось воссоединить. В этих семьях воспитываются 4527 детей».
В тексте рассматриваются и другие особенности традиционного семейного уклада. Понятия «маслаат», «талак» (название развода в исламском праве), «идда» (срок, после которого разведенная женщина может выйти замуж снова) пополняют этнокультурологическую копилку читателя. Возможность обыграть слово «маслаат», поместив его в знакомую идиому, добавляет изящества материалу.
История, ставшая основой материала, - не банальная. Преждевременные роды героини, беременной двойней, поставили под угрозу жизни новорожденных детей. Ад, в котором оказалась мама детей, описан в стиле хроники: короткие предложения позволяют автору избавить речь от ненужного мелодраматизма, а читателям понять суть происходящего и ощутить динамику событий.
«Мы с мужем Андреем хотели ребенка. Первым у нас родился сын, Петя. Как только он появился на свет, я стала мечтать, что у него будет брат или сестра. Но следующая беременность оказалась замершей. Мне было тяжело. Еще через год я снова забеременела, на УЗИ меня обрадовали: «Двойня». Но один из плодов перестал развиваться. Я чудом доносила сына. Мы с Андреем назвали его Георгием».
Скорее всего, читатель будет ждать традиционного финала текста: семья преодолела трудности, сплотилась и стала сильнее. Но здесь – совсем другая история. Испытания обозначили не только сильные стороны семьи, но слабые места. Через несколько лет пара расстается. Ситуацию, которая этому предшествовала, мы видим глазами героини. Это – деликатный момент в публикации – муж героини выглядит здесь не самым чутким отцом семейства, и мы не знаем, как бы он оценил происходящее. Нужно ли было дать ему слово? Скорее всего, да, если бы вся история с самого начала не велась от первого лица. Мы видим, как героиня пытается честно разобрать случившееся. И как автор текста уравновешивает публикацию снимками, где видна любовь к детям и папы, и мамы. И высказываниями мамы детей, разделяющей отношения бывшего мужа к ней и к детям.
«Я поняла и другое. Если между мужчиной и женщиной есть согласие и любовь, то вместе они свернут горы. Но когда у отношений нет такого фундамента, то однажды они рухнут. Слава Богу, это не касается детей. Они — наше главное богатство, любовь, наша общая радость, которую не отнять!», - такими словами завершается материал.
Откровенная героиня
Текст«Матушка Маша: откровенная история жены священника» вышел на карельском сайте «Республика». Его автор – Марина Бедорфас. Живая история жены священника рассказана максимально просто. В тексте много прямой речи героини, реагирующей на вопросы журналистки очень непосредственно. В тексте сохраняется обаяние героини, рассказывающей, как она ревновала батюшку к прихожанкам и ходила кругами вокруг церкви, как она относится к тому, что у нее не будет детей. Многие высказывания героини не укладываются в привычные представления о назначении женщины и матушки.
«Иногда мне кажется, что я вот такая троечница во всем, я не стала известной, знаменитой, хожу с тряпкой по приходу. А потом думаю: ай, это же не главное, главное — спастись», - говорит матушка Маша журналисту.
Ракурс, с которого читателям показана героиня, в тексте удачно поддерживается работой фотографа. В статье есть снимок (фотограф Лилия Кончакова), где матушка Маша сидит, повернувшись к свету. Этот свет на лице вместе с выражением самого лица героини говорят о ее характере, возможно, больше, чем слова.
Иначе построен текст про матушку Дарию Архипову «Нельзя быть за двоих» в журнале «Правмир». Автор – Дарья Рощеня. Журналист показывает нам человека через его глубокое, внятное, пережитое лично представление о том, как продолжать жить после ухода человека, которому ты всецело доверял и на которого опирался в жизни. Здесь нет ничего милого, никаких описаний совместной жизни, парадоксов, чтобы удивить читателя. Рассказ от первого лица – прямая рекомендация жить для тех, кто отчаялся и кого захлестнуло горе. Вот только некоторые заголовки частей текста: «Почему мы чувствуем холодный ужас?», «Меня спрашивали, был ли гнев», «Что происходит, если мы были связаны намертво», «Как справляться с бессилием» и финальный «Здесь и теперь, мелкими шагами». По одним этим заголовкам можно составить план действий.
Автор решает здесь сразу две связанные задачи: через отношение к смерти показывает отношение человека к жизни, к семье, к служению, а также дает подробные психологические рекомендации, имеющие практическую пользу для читателей.
К слову, другой сильный рассказ про смерть - в материале «Смерть меня ничему не научила. Но с женой я познакомился на кладбище», опубликованный на портале «Милосердие.ru». Автор текста – Софья Бакалеева. Герой материала рассказывает, что помогло ему подняться с самого дна жизни, изменить себя, героинового наркомана, дважды пережившего клиническую смерть. В тексте нет фамилии героя, но нет и анонимности, которая могла бы превратить историю с невероятными подробностями в придуманный рассказ. На фотографиях Светланы Булатовой герой и его семья показаны осторожно: без крупных планов.
Пользы для
Часть материалов, которые журналисты прислали на конкурс «Семья и будущее России» посвящена теме детей, имеющих разного рода нарушения здоровья. В статьях есть ответы на вопросы: как родителям принять диагноз ребенка, что делать с этим диагнозом, как справляться с трудностями? Как правило, авторы рассказывают истории преодоления тяжелых драматических ситуаций.
Такие статьи, как правило, дают читателям возможность что-то узнать о практике занятий с ребенком, опыте обращения в инстанции и т.п. Например, портал Детскийвопрос.РФ рассказывает о СДВГ. Автор текста «СДВГ: Как принять диагноз ребёнка и жить в новой реальности» Наталья Шимина разговаривает с Ксенией Лекс - мамой ребёнка с диагнозом СДВГ - и получает «эксклюзивную информацию – инструкцию, как принять диагноз и жить в новой реальности, сохраняя хорошие отношения с ребенком сейчас и в будущем».
Возможно, это самый подробный текст среди прочих, посвященных проблемам здоровья детей. Героиня делится собственным опытом (в тексте есть семейные снимки, и это хорошо), не дает советов, но задает направления. В тексте рассмотрены все типичные вопросы, связанные с СДВГ, рассматриваются варианты действий в зависимости от разных ситуаций, приводятся примеры планирования дня, есть даже список книг, которые можно почитать по теме.
Да, текст очень объемный, но люди, которые «в теме», дочитают его до конца. Для облегчения чтения автор использует отдельные врезки, выделяет некоторые цитаты и советы героини.
Продолжение следует
Не все журналисты пользуются возможностью возвращаться к историям, которые они уже рассказали читателям. Возвращение к теме прямо говорит о неравнодушии автора к проблемам героев и помогает сделать сюжет более объемным или завершает его описанием достигнутого результата. Примером может послужить трехчастная история о недееспособной читинке, которая вместе со своей мамой добивалась возвращения ребенка. Эту историю рассказывает редактор CHITA.RU Артем Стромилов. В первом материале «Сказали: малышку не отдадут, потому что ее мать — инвалид, недееспособная».
История женщины, у которой забрали новорожденного ребенка» журналист описывают историю женщины с инвалидностью, родившей здорового ребенка, которого через четыре дня после родов изъяли органы опеки, ссылаясь на недееспособность матери. С этого момента сама эта женщина и ее мама обошли все инстанции, предлагая разные варианты возвращения ребенка в семью. Во время пересказа злоключений бабушки, мамы и грудного ребенка журналист старается быть объективным и опирается на факты. В финале текста мы видим его позицию и не можем не сочувствовать героиням материала.
«Я, конечно, не врач, но адекватного человека от «женщины без головы» отличу. В любом случае дети не должны находиться в одиночестве и в казенных учреждениях при живых и любящих родителях», - завершает текст Артем Стромилов.
«Юлия Жарлыкина и мама неустанно повторяют, как рады, что Василина с ними, что она растет, развивается. Да, есть ситуации, которые нужно и можно решать. Есть и другая ситуация, не связанная ни с Юлией, ни с Василиной, в которой требуется помощь журналистов — об этом я расскажу в одном из следующих текстов», - завершает рассказ автор текста, анонсируя следующий непростой семейный сюжет.
О языке и подаче материала
Любая история, рассказанная журналистом, воздействует на читателя сильнее при качественном грамотном оформлении. По нашим подсчетам, уделяют особое внимание визуальной части материала только 40 %. Дополнительные способы подачи информации в виде коллажей, инфографики, включением в текст подкастов и видеофрагментов не только добавляют красоты в статью, но и воздают объемное представление о героях или проблемах материала. Кроме того, это помогает увидеть контекст события.
Особое внимание уделяется визуальному оформлению в 36 материалах (из 99). Среди них 20 текстов включают в себя снимки профессиональных фотографов. В 16 историях использованы и фотографии, и дополнительные средства выразительности (коллаж, инфографика, аудио и видеоматериалы, рисунки).
В 45 текстах в качестве иллюстраций используются снимки, предоставленные героями, и журналистские фотографии среднего качества. В 18 текстах (из 99) визуальная часть оказывается формальной.
В первом блоке материала после текстового представления героя публикации Дениса Таранова, отца четверых детей и организатора вальдорфской школы, размещается 5-минутный видеосюжет, сделанный по всем правилам телевизионной журналистики. В сюжете герой рассказывает о себе и своих детях, съемка ведется в разных локациях, используются титры. Сюжет сделан не формально. Есть момент, где Денис говорит о своем четвертом ребенке, который ушел год назад, и не может сдержать слез.
В одной из последующих частей материала автор даст возможность Денису Таранову рассказать подробнее (это дается уже в формате текста) о том, что значит для семьи уход ребенка и как в этой ситуации можно найти не только утешение, но и силу и поддержку.
Во втором блоке текста – рассказ о проекте частной школы, которую создает Денис Таранов. Автор использует прямую речь героя и «врезки», поясняющие предмет разговора. Следом идет аудиофайл на 2 минуты, в котором есть заставка, зачин и описание Денисом Тарановым игры «Как найти яйцо дракона». Как и в случае с видео, аудио превращается в небольшой законченный радиосюжет.
В тексте используются специально сделанные снимки, которые помогают читателю познакомиться с членами семьи Дениса, увидеть их дом, игры, другие занятия. На этом визуальные чудеса не заканчиваются. Примерно в середину текста помещена специально подготовленная для материала инфографика на тему «Какие навыки детям важно привить? (по примеру Вальдорфской школы и опыта Дениса Таранова). К слову, среди них есть и такой пункт: пачкаться в грязи и ходить в походы.
Автор текста не просто рассказывает историю героя, но и периодически обобщает сказанное (это редкое умение). Так, отдельным оформленным блоком в материал включены «Главные принципы воспитания детей в семье Тарановых». Один из них – «учиться доверять миру».
Наверняка на создание этого материала у автора ушло много времени (несколько встреч с героями, подготовка видео- и аудиосюжетов, работа с дизайнером), но читатели обязательно оценят результат, и текст кому-то, скорее всего, поможет посмотреть на мир по-другому.
Рисунок и коллаж
В тексте «Мужское воспитание: лучше всего работает невозмутимость» на портале «Милосердие.ru» (автор – Анна Виноградова) используются коллажи Оксаны Романовой на основе фотографий Алексея Сивкова. Совмещение нескольких изображений и дополнительных элементов создают новую выразительность и выделяют текст из ряда других.
В материале «Планировала сделать аборт накануне родов: как чудом спасли ребенка и будущую маму» на сайте «Милосердие.ru» речь идет о работе горячей линии фонда «Женщины за жизнь». Автор – Елена Симанкова. Работа фонда связана с психологической и иной поддержкой женщин, находящихся на разных сроках беременности. Механизм деятельности организации показан на примере истории одной женщины. В тексте она названа N. Какой иллюстративный материал можно использовать в тексте, если учитывать, что показывать пережившую драму женщину нельзя? Автор использует рисунки известного художника, иллюстратора книг Екатерины Ватель. Хорошие авторские рисунки, сделанные специально для публикации – прием, который нередко используют федеральные СМИ. Прием увеличивает ценность текста, подчеркивает эксклюзивность истории, привлекает читателей.
Журналисты, работающие с «семейной» темой, как нам кажется, - самые неспокойные. Многим из них не лень ездить в командировки и знакомиться с людьми, пережившими тяжелые моменты в жизни. Другие рассказывают о проблемах героев, нашедших выход из ситуации. Третьи готовят полезные информационные кейсы. У каждого свой опыт работы. Обмен тактиками, происходящий в финале конкурса «Семья и будущее России», обычно помогает нам расширить свои возможности, попробовать включить в свою работу новый опыт. Это всегда очень ценно.
Ранее мы публиковали статьи экспертов Глушенковой М.Ю. в номинации «Телевидение» и Касютина В.Л. в номинации «Социальный проект»