Эту задачу поставили и во многом воплотили Екатерина Яковлева, журналист газеты «Стерлитамакский рабочий», призёр всероссийских конкурсов профессионального мастерства под руководством наставника ШОД Ирины Шауфлер.
Продолжаем представлять проекты выпускников второго потока «Школы общественного действия», над которыми они совместно с опытными кураторами трудились в 2021 году. Сегодня представляем проекте «Создаём социальное СМИ» Екатерины Яковлевой, (г. Стерлитамак, Башкортостан).
Газета «Стерлитамакский рабочий», Башкортостан - издание города Стерлитамак, в котором проживает около 300 тысяч жителей. На 2020 год читал газету каждый десятый горожанин, но коллективу хотелось больше, также руководитель издания и коллектив понимали, что время старых форм и подач информации уходит, надо обновляться.
- Многие могут сказать: «Какая газета? На дворе 21 век. Это все равно, что сейчас выключить электричество и включить свечи. Это архаизм». И все-таки я за то, чтобы человек имел выбор и возможность в какой-то момент своей жизни выключить свет и зажечь свечу! – рассказывает Екатерина Яковлева.- Сегодня психологами уже введен термин «цифровая деменция». Я считаю, что мы успешно с этим явлением боремся. Та лавина информации, что обрушивается на наших детей и подростков и на нас с вами из интернета, не способствует творческому мышлению, критическому осознанию реальности и так далее. А газета этому способствует, потому что создание текста помогает выстраивать мыслительные процессы. Газета – один из мощных инструментов, который помогает развивать собственное мышление, причем, осознанное и позитивное.
Повестка дня в газете «Стерлитамаксий рабочий» определена на принципах: никакой чернухи, непроверенных сведений и слухов, только правдивая информация о городе и рассказы о жителях-созидателях.
В чем была проблема газеты? Изданию 105 лет, коллектив привык работать по старинке, нужен новый формат. Екатерина пришла в Школу общественного действия с запросом: «Как нам организовать школу юных журналистов для того, чтобы у нашей газеты были последователи, чтобы подрастали наши новые читатели и авторы?»
Наставник издания - Ирина Шауфлер - раскритиковала существовавшее положение дел в издании, отметив, что в случае сохранения прежней информационной политики, дольше 2-3 лет газета не просуществует.
Понимая, что изданию требуются перемены, Екатерина, еще до знакомства с ШОД, в 2020 году запустила социальный проект. Журналисты выходили с праздниками для горожан, знакомили их с возможностями газеты, проводили интерактивные экскурсии по музею редакции. Там дети могли попечатать на настоящей печатной машинке, пописать перьевой ручкой, редактор работал с ними как педагог-психолог. Для этого Екатерина получила второе образование.
- Мы думали и хотели развиваться, а правильное направление и формы коллективу редакции подсказал наставник ШОД, - делится Екатерина.
С Ириной Шауфлер коллектив редакции разработал матрицу контента, четко определил целевую аудиторию, понял, что интересно людям, как можно приносить людям пользу и как все это направить на достижение главной цели: чтобы «Стерлитамакский рабочий» читали в каждой семье.
- Нам удалось на сегодня прибавить в тираже по сравнению с прошлым годом. На фоне тенденции, когда печатные СМИ теряют свои тиражи, наш цветной номер стали читать на две тысячи жителей города больше! – подводит итог Екатерина. - Каждая оперативка теперь проходит как мозговой штурм, мы думаем, как каждый наш номер сделать интересней, какое новшество предложить нашему читателю.
Уже третьего января редакция начала серию акций «Прогулка с журналистом». С маленькими читателями издания играли в командно-образовательные игры на сплочение. Коллектив газеты понял, что горожанам не хватает живого общения. Пандемия наложила свой отпечаток.
Коллектив планирует проводить на свежем воздухе лингвистические игры, встречи с профессионалами: спасателями, врачами, художниками и другими интересными людьми города для всех желающих.
Еще один шаг на пути к цели – это создание на базе редакции городского пресс-центра, куда стекается информация от самых разных людей, не только администрации города и прочих официальных структур. Это городские сообщества, НКО, профессионалы всех сфер жизни и от простых горожан.
За эти два месяца работы коллектив увидел, насколько охотно люди идут на контакт, чтобы донести до общества свои мысли, идеи, переживания. В общение вливаются и простые люди, которые делятся не только заботами, но и радостями. Водитель автобуса прислал фотографию редкого природного явления – зимней радуги. Ее опубликовали в социальных сетях газеты, тем самым подняли настроение читателям.
- Мы и дальше будем действовать в нескольких направлениях. И так как в 2022 году газете исполняется 105 лет, это должно стать обретением второго дыхания. Мы хотим не просто быть долгожителями, а быть интересными и приносить пользу! – подвела итог Екатерина.
Автор проекта поблагодарила наставника, так как перестроить работу редакции непросто, это доставило немало хлопот. Наставник помогла понять, что сейчас журналистам нужно больше уделять внимания созданию историй. А не столько новостей, которыми забит интернет. И благодарная реакция читателей не заставила себя долго ждать! Ирина Шауфлер возразила, что эти хлопоты были в радость, так как они принесли неоспоримый результат:
- Очень радостно видеть, что вы начали мыслить продуктовой линейкой в своем издании, что вы организовали городской пресс-центр. Продвижение этого продукта принесет вам новый трафик и аудиторию, - подчеркнула Ирина.
Ирина дала своим подопечным небольшой совет: так как в этом году у издания юбилейный год, нужно продумать и провести PR-копанию, нацеленную на то, что вы меняете позиционирование газеты, что вы – издание для людей. Это поможет сконцентрировано и в сжатые сроки поменять отношение жителей к изданию и привлечь новых читателей.