Открытие выставки состоится 4 октября 2022 года в 16 часов в Российской академии художеств по адресу: Москва, ул. Пречистенка, 21.
Российская академия художеств, Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и Студия военных художников им. М.Б. Грекова приглашают на открытие юбилейной выставки произведений народного художника РФ, академика РАХ Дмитрия Белюкина «Многострадальная, героическая, великая…», сообщает сайт «Радонеж».
Юбилейная выставка 2022 года будет интересна зрителю тем, что художник покажет работы в основном сделанные за последние пять лет. Многие знают белюкинскую пушкиниану, его прекрасные иллюстрации к роману «Евгений Онегин», то ХVII век в творчестве Белюкина – это новая страница.
В залах РАХ впервые будут показаны масштабные полотна эпохи конца Смутного времени и первых Романовых «Венчание на царство М.Ф. Романова», «А.М. Романов и патриарх Никон за обсуждением строительства Нового Иерусалима», «Охота на медведя при А.М. Романове».
До 23 октября на выставке предполагаются встречи автора со зрителями, студентами художественных вузов, беседы и лекции по истории. Информация о мероприятиях будет размещена на сайте РАХ.
Дмитрий Анатольевич Белюкин – народный художник РФ, академик Российской академии художеств, член Студии военных художников им. М.Б. Грекова, является сегодня одним из ведущих мастеров живописи современной России. Убеждённый приверженец традициям русской классической школы живописи, создавший за более чем 35-летний период своей творческой деятельности свыше 850 произведений, он с успехом работает во всех видах изобразительного искусства.
В залах РАХ впервые будут показаны масштабные полотна эпохи конца Смутного времени и первых Романовых «Венчание на царство М.Ф. Романова», «А.М. Романов и патриарх Никон за обсуждением строительства Нового Иерусалима», «Охота на медведя при А.М. Романове».
Белюкина выделяет не только богатство живописного решения и красота композиции, но и глубокие темы, порой неизвестные, порой забытые историей, порой замолчанные сознательно. К последним относится «Битва при Молодях в 1572 году» над объединенными силами Крымского хана Девлет-Гирея, османами и наемниками, юбилей которой отмечался в этом году.
Другой век, другая победа над объединенными силами теперь уже Европы – этому посвящен масштабный триптих «Конец Третьего рейха. Парад Победы 24 июня 1945 года», который тоже будет экспонироваться в Москве впервые.
«Парад Победы…» был начат автором по зову сердца ещё в 2015 году, был отставлен и простоял в запаснике более трех с половиной лет. По словам художника, не получалось охвата этого грандиозного, космического события, соборности, единения всего многонационального советского народа, выстоявшего в тяжелейшей войне, победы света над тьмой. В 2020 году Д.А. Белюкин принял решение и почти полностью переписал картину, добавив боковые части и сделав из неё триптих.
Благодаря этому, охват Красной площади получился почти 360 градусов, от ГИМа до храма Василия Блаженного. Воины сводной роты, бросающие знамена рейха, идут прямо на нас. Подобный сложнейший ракурс, не встречавшийся в картинах, написанных ранее на этот сюжет, позволил художнику показать и образ врага через многочисленные уже брошенные на брусчатку или летящие знамена.
Это те из 200 отобранных для Парада знамен разных частей и подразделений Вермахта от дивизий СС, до Люфтваффе, егерских военно-морских, танковых и пехотных частей. Как всегда, автор проявил качества точного историка и блестящего живописца, убедительно написав и образ солдат-победителей, и кисти с лентами поверженных штандартов на мокрой от дождя брусчатке.
Новыми работами порадует Д.А. Белюкин и пушкинистов. Таковы картина «Памятник», где А.С. Пушкин стоит на Дворцовой площади у Александрийского столпа, полотно с огромным количеством подтекстов и зашифрованных мыслей; и часть большой серии работ «Дуэль А.С. Пушкина». Задача, которую ставили перед художником Государственный музей А.С. Пушкина и знаток военного костюма, автор исследований о роковой дуэли А.В. Кибовский – пошагово показать события трагического для русской культуры дня 28 декабря 1837 года.
Характерные для художника знания исторических фактов и точность здесь стали главными, это, своего рода, реконструкция события. При этом автору удалось сделать изобразительный ряд от встречи Пушкина и Данзаса у кондитерской Вольфа и Беранже до толпы у дома Пушкина на Мойке невероятно живописным. Художнику удалось показать гаснущий короткий зимний солнечный день, продолжая метафору «Солнце русской поэзии закатилось…».
Дмитрий Анатольевич Белюкин, (1962, 7 октября) родился в Москве. Член Союза художников СССР и Московского союза художников, заслуженный художник Российской Федерации, народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств. Лауреат премии Ленинского комсомола (1989); лауреат Международной премии Фонда Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (2009). Работы Д.А. Белюкина находятся в собраниях Государственной Третьяковской Галереи, Государственного музея А.С. Пушкина, в собраниях Патриарха Московского и всея Руси, Вселенского, Антиохийского, Иерусалимского Патриархов, частных собраниях России и зарубежья.
На фотокартины Д.А. Белюкина «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на Генисаретском озере» и «Белая Россия. Исход», фото взяты с сайта Д.А. Белюкина.