Просветительский проект «Лица Русского Зарубежья. 1920-1945»

Николай Флорин

06.08.2020
Николай Флорин

Николай Флорин

(1891–1972)

Инженер-конструктор, один из пионеров вертолётостроения, предложил идею продольного расположения винтов. Кроме работ в области вертолётостроения изобрёл также систему создания трёхмерного изображения.

Флорин родился в семье инженера и дворянина. После переезда в Петербург поступил там  в Институт путей сообщения, который окончил в 1914 году. Остался там на должности лаборанта и затем преподавателя.

После начала Первой Мировой войны Флорин был мобилизован, и после окончания Михайловского артиллерийского училища некоторое время командовал взводом в 33-й артиллерийской бригаде. После этого его, как квалифицированного технического специалиста, отозвали с фронта и перевели на работу техником в комитет Управления Военно-воздушного флота. Там он занимается лабораторными исследованиями прочности конструкций.

Судьба Флорина после революции 1917 года до сих пор не вполне ясна. По некоторым данным, он уезжает в Германию, а затем возвращается, по другим — переходит на сторону Советской власти и в июне 1918 года назначен начальником научного отделения научно-технической части Главного управления Рабоче-Крестьянского военно-воздушного флота. В 1919 году, Флорин переходит на сторону белых, где служит в Отделе военных сообщений при Штабе Русских вооруженных сил Северной области, а в 1920 году эмигрирует в Финляндию, а оттуда — в Бельгию. В1934 г. он получил бельгийское гражданство и прожил в Брюсселе, в районе Сен-Жиль, до конца своих дней.

После переезда в Бельгию, Флорин продолжает свои работы в области механики и авиастроения. Компетентность и опыт российского эмигранта произвели благоприятное впечатление на бельгийцев, и Флорин получил должность в авиационном управлении.  Он создал аэродинамический центр в пригороде Брюсселя, а его проекты финансировало Национальное Общество по изучению авиационного транспорта (SNETA). В 1926 г. он запатентовал принципиально новую схему, которая получила название «схемы Флорина»:  продольное расположение винтов (как впоследствии на вертолётах «Чинук» и Як-24) с целью уравновешивания их реактивных моментов.

Впервые эта схема была применена в 1929 г., когда был создан экспериментальный вертолёт «Флорин–1». Этот вертолёт стал первым в мире двухвинтовым геликоптером, однако ряд недостатков заставил конструктора искать способы облегчить конструкцию и повысить надёжность трансмиссии.

В 1933 году строится вертолёт «Флорин–2», который успешно совершает ряд испытательных полётов, ставя несколько рекордов. 25 октября 1933 года «Флорин –2», пилотируемый Робертом Коллином, поставил рекорд: пробыл в воздухе 9 минут и 58 секунд. При попытке побить рекорд вертолётной высоты полёта в 18 метров, Коллин потерпел аварию, но остался цел.

«Флорин –4» (квадрокоптер с четырьмя несущими винтами небольшого диаметра) должен был быть построен после Второй Мировой войны, но работы не были завершены из-за отсутствия финансирования со стороны государства.

Кроме работ в области вертолётостроения Николай Флорин изобрёл также систему создания трёхмерного изображения, которое достигалось путём наложения изображений. Система состояла из трёх объективов, каждый из которых был оснащён специальным фильтром.