Святость материнства

Человечность или хайп? Тележурналисты о тенденциях в освещении социальных инициатив

текст:Ольга Зябко 11.01.2021
Человечность или хайп? Тележурналисты о тенденциях в освещении социальных инициатив

Показывать поддержку, а не страдание

«Выдавливание слезы» из зрителя – на это, по мнению Ашота Караханяна, шеф-редактора программы «Активная среда» (Общественное телевидение России), направлено подавляющее большинство сюжетов на социальные темы. В самих программах заложен дух уныния, и, исходя из этого печального духа, журналисты призывают зрителя помогать нуждающимся.

Зритель устал от того, что у него все время что-то просят», – считает Караханян. Главная задача социальной журналистики –отойти от образа благотворителя, который стоит на коленях и чего-то просит.

Ашот Караханян предлагает вдохновлять людей совершать добрые дела не страданием, а поддержкой. В своей передаче он всегда старается показать мотивацию героев, путь, который прошли благополучатель и благотворитель. «Некоторые наши материалы набирают под миллион просмотров в социальных сетях», – подтверждает правильность выбранной стратегии Ашот Караханян.

Играть вдолгую: долгосрочность – отличие журналистики от хайпа

Хорошие сюжеты должны иметь четко выстроенную драматургию, включающую жизненные перипетии. «Так не бывает, что всё было хорошо у человека, и он решил сделать еще лучше – и сделал», – уверен Караханян.

Вместе с тем, стремление побудить зрителя к совершению какого-либо действия не даёт журналисту права паразитировать на чувствах людей – «ловить хайп». Важное отличие журналистики от хайпа – это долгосрочность проекта. Журналист должен проследить за дальнейшим развитием истории, по возможности, рассказать о том, что стало с героем передачи по прошествии времени.

Представлять конфликт: личный и социальный

Программа «Активная среда» (ОТР) открыта к сотрудничеству с региональными журналистами и готова представлять созданные ими материалы в эфире. Однако, по словам шеф-редактора программы, в сюжетах региональных коллег часто упущен конфликт – он существует у героя внутри, но не представлен хотя бы кратко в сюжете. «Нужно показывать, как человек оказался в таком плачевном положении», – убежден Караханян.

За каждым личным конфликтом всегда стоит и конфлит социальный, конфликт в обществе, считает журналист. Если сюжет на тв рассказывает о бабушке, у которой нет запаса дров на зиму и о том, как ей помогли – этого мало, о таком репортаже зритель быстро забудет. Потому что «пришел Иван Иваныч, привёз дрова – все счастливы», а вот тысячи других бабушек с такой же проблемой как жили за кадром телепередачи, так и останутся в том же бедственном положении.

Проблемы людей требуют не локальных решений, а системных изменений и в нас самих, и в устройстве нашей жизни. «Я уверен, что даже в рамках сюжета на 1 минуту, можно показать развитие героя. Мелочи создают совершенство, а совершенство уже не мелочь, как сказал Да Винчи», – уверен шеф-редактор «Активной среды».

«В своей работе я всегда стараюсь максимально расширить аудиторию», – говорит Ашот. Зритель всегда благодарен, если в передаче есть пища для размышления. «Для того, чтобы зацепить зрителя, есть много разных приемов. Можно начать хотя бы с книги Карла Юнга «Архетипы и символы», и я всегда стараюсь объяснить это на встречах в НКО.

Не бояться конфликта с чиновниками

Первый сюжет на острую социальную тему предопределил карьеру Патимат Бурзиевой как социального журналиста. Материал был о семейной паре, у обоих супругов инвалидность первой группы . По закону им полагалось жильё от правительства области, но они не могли получить квартиру много лет. За свою жизнь женщина с серьезной деформацией стоп получила от государства лишь большие, ненужные ей калоши. «Эту историю удалось рассказать настолько проникновенно, что меценаты выстроились в очередь с желанием помочь моим героям», – поделилась обозреватель РГВК «Дагестан» Патимат Бурзиева.

По словам Патимат, раньше чиновники были очень жестоки к просителям и отказывали в том, что положено им по закону. «Мне было иногда легче вывести номер счета на экране, чтобы откликнулись добрые люди и помогли решить проблемы, чем бороться с чиновничьим нежеланием с нами сотрудничать и решать проблемы», – говорит Патимат.

В журналистской практике Бурзиевой были случаи, когда нерадивые чиновники среднего уровня задействовали все свои связи для того, чтобы сюжет не вышел в эфир. Но руководство телеканала поддерживало журналистку. В итоге на программу звонили министры и просили назвать имена тех ответственных чиновников, которые отказались от комментариев или чинили препятствия. Благодаря упорству журналистки, ситуация постепенно стала меняться: зашевелились не только чиновники, но и МВД. На чиновников посыпались проверки, некоторые из них оказались в тюрьме.

Совместно с НКО искать финансирование социальной журналистики

«Я не беру с благотворительных фондов денег за свою работу», – рассказывает Патимат Бурзиева, – «часто помогаю с озвучанием видео о том, что кому-то требуется помощь, мой голос помогает собирать пожертвования».

Получая от руководства телекомпании 300-400 рублей гонорара за один сюжет, на создание которого уходит не один день, а то и неделя, Патимат Бурзиева считает профессию журналиста своим призванием. «Я вижу в этом предназначение журналиста: рассказывать о людях, об их проблемах», – убеждена Патимат.

Бурзиева подтверждает мнение Ашота Караханяна о том, что судьбу героев сюжетов нужно отслеживать и рассказывать об изменениях в их жизнях спустя время. Но чтобы это делать, журналист должен иметь время и разрешение руководства. На практике, руководители телеканалов в лучшем случае не мешают созданию сюжетов на социальную тематику, а в худшем – не позволяют отвлекаться от «обязательной тематической программы», финансируемой профильными ведомствами, или требуют от НКО оплаты сюжетов.

Александра Медведенко, журналист телеканала «Новосибирские новости» подтвердила, что создание сюжетов на социальную тематику возможно исключительно при активном желании журналиста. Поддержки со стороны руководства компании и коллег Александра не ощущает.

Когда Патимат Бурзиева начинала работать на телевидении, благотворительных фондов в Дагестане практически не было. Сейчас в Дагестане существует несколько проверенных НКО, с которыми Патимат и другие региональные журналисты сотрудничают. Общественники откликаются на проблемы, о которых рассказывают журналисты, но системного сотрудничества пока нет.

Сохранять баланс между «чернухой» и официозом

По мнению Патимат Бурзиевой, акцентировать внимание следует на проблеме человека, а не на том, как он оказался в такой сложной точке своей жизни. «Это неэтично, некрасиво по отношению к моему герою, потому что он поставлен в вынужденное положение, ему нужна помощь и придется соглашаться со всем», – рассуждает Патимат.

Другого мнения придерживается Марина Глушенкова, ведущая программы «Глушенковы» («Ника ТВ», Калуга): «Не бывает такого, что человек в своей жизни не совершил никаких ошибок и оказался на краю пропасти. Освещать многие неприятные моменты и некрасивые подробности жизни героя придется в любом случае».

Разница позиций связана с тем, что создание коротких информационных сюжетов зачастую не позволяет рассказывать историю жизни героев, в то время как часовые ток-шоу должны удерживать аудиторию и иметь внутреннее смысловое и эмоциональное развитие.

Приучить чиновников к сотрудничеству

«Должна быть позиция телеканала – приучить чиновником к тому, что им придется дать нам ответ», – уверена Саржана Бадмацыренова, автор программы «Семейный контролер» бурятского телеканала «Ариг Ус». В первой части своего выступления она почти слово в слово повторяет рассказ коллеги из Дагестана: сначала чиновники высокомерно отказывали журналистам, но после ряда громких скандалов им пришлось настроиться на быстрое реагирование. Саржана создает сюжеты о профилактике социального сиротства. Журналисты просят своих зрителей сообщать о случаях жестокого обращения с детьми и о ситуациях семейного неблагополучия. Съемочная команда выезжает на место в сопровождении полиции и сотрудников опеки и собеса и разбирается, что происходит в семье и как им можно помочь.

Начинала Саржана с помощи детям в социальных учреждениях, но, познакомившись с темой поближе, поняла, что необходимо обратить внимание на профилактику социального сиротства. А главное средство этой профилактики – неравнодушие. А дальше все полетело и закрутилось: с экрана попросили анонимно сообщать о случаях семейного неблагополучия по соседству, к помощи людям в трудной жизненной ситуации подключились НКО. Была ситуация, когда органы опеки отказались выезжать для проверки поступившего сигнала, сославшись на отсутствие машины. Саржана рассказала о проблеме на ведомственном заседании после чего социальные службы всех районов области получили указание содействовать работе команды проекта. Телеканал заключил договор о сотрудничестве с профильными ведомствами.

Конференция «МедиаАктив-2020» объединила финалистов конкурса «Семья и будущее России»-2020, который в седьмой раз проводят Фонд Андрея Первозванного и факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Все новости в программе: Святость материнства