Питирим (1926-2003)

Питирим (1926-2003)

Награждение: 1998

Митрополит Волоколамский и Юрьевский, викарий Московской епархии

Питирим (Нечаев Константин Владимирович) — митрополит Волоколамский и Юрьевский (с 1986 г.), общественный и государственный деятель. Неоднократно избирался народным депутатом Верховного Совета СССР, профессор духовной академии, доктор богословия. Родился в г. Козлове (ныне Мичуринск). Владыка милостью Божией.

4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Господь призвал к Себе одного из старейших иерархов Русской Православной Церкви митрополита Юрьевского и Волоколамского Питирима.

Митрополит Питирим (Константин Владимирович Нечаев) родился 8 января 1926 года в г. Мичуринске, в семье священника Тамбовской епархии.

По окончании средней школы учился в МИИТ — Московском институте инженеров транспорта.

С 1945 года — иподиакон патриаршего кафедрального собора.

В 1947 году по окончании Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию.

В 1951 году окончил полный курс академии со степенью кандидата богословия. Оставлен при Академии профессорским стипендиатом. Затем был назначен преподавателем Академии и утверждён в звании доцента.

15 февраля 1952 года Святейшим Патриархом Алексием I рукоположен во диакона, а 4 декабря 1954 года — во священника.

В 1959-м был пострижен в монашество. В мае 1963 года архимандрит Питирим стал епископом Волоколамским, в 1971-м был возведён в сан архиепископа, а 30 декабря 1986 года — в сан митрополита Волоколамского и Юрьевского.

На протяжении нескольких десятилетий основным поприщем, на котором трудился митрополит Питирим, была издательская деятельность Русской Православной Церкви. С 1963 по 1994 год он был председателем издательского отдела Московской Патриархии, главным редактором «Журнала Московской Патриархии» и председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды».

В конце 1980-х годов митрополит Питирим стал настоятелем возвращённого Церкви Иосифо-Волоколамского монастыря. В Москве кафедра митрополита Питирима пребывала в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (в Брюсовом переулке).

С владыкой Питиримом ушла от нас целая эпоха. Конечно, прежде всего, это более 30 лет творческой работы в Издательском отделе Московской Патриархии, которым он руководил с 1963 по 1994 год. Это «Журнал Московской Патриархии», сборник «Богословские труды» — единственные (до конца 1980-х гг.) легальные органы церковной богословской мысли. Номера этих журналов для многих верующих людей были поистине драгоценны. Здесь публиковались и писания Отцов Церкви, и классические богословские работы XIX–XX веков, которые нигде больше ни при каких обстоятельствах не могли быть напечатаны.

Но в Церкви более, чем вне её, свидетельствование, проповедь, просвещение — личностны. И владыка Питирим был личностью-свидетельством. Сам облик этого человека потрясающей красоты (с годами он становился всё краше, с сединой прирастало благородство облика), его величественная осанка — впечатляли, как старые фотографии: был виден человек иной, прекрасной породы, и на мирскую аудиторию это производило действие неизгладимое. Он отверзал уста — и оказывалось, что этот прекрасный внешне человек потрясающе умён, интеллигентен, что и речь его, и мысль совсем иного, более высокого качества, чем у многих даже видных фигур расцерковлённого общества. Казалось, что он знает всё на свете и ориентируется во всём. На рубеже 1980–1990 годов это свидетельствование стало очень широким: митрополит Питирим был непременным гостем разнообразных общественных собраний, почти ежедневно выступал на радио и телевидении, комментировал для средств массовой информации многие вопросы церковной жизни, стоял у истоков проведения праздников Славянской письменности и культуры, был членом правления Российского фонда культуры, позже — президентом Славянского фонда России...

За этой внушительностью, красотой и высочайшей культурой стоял трёхсотлетний священнический род и — собственный путь, пройденный в самой сердцевине XX века... «Возможность получить духовное образование и пойти путём своих предков для нас, детей довоенного времени, казалась несбыточной, — вспоминал владыка. — И вот, когда по Москве прошёл тогда ещё неясный слух о том, что три митрополита были в Кремле и получили согласие правительства на открытие духовных школ (это было в сентябре 1943 года) — мне не верилось! Однако 14 июля 1944 года, в день святого мученика Иустина Философа, всё-таки состоялось открытие Богословских Пастырских Курсов и Богословского института. Среди тех, кто подал прошение о зачислении на обучение в духовных школах, Бог судил быть и мне».

Константин Нечаев (так звали владыку Питирима в миру) учился тогда в МИИТе, но через год, будучи уже старшим иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия I, ушёл из института на первый курс Духовных школ (тогда — Богословского института). В 1951 году он защитил кандидатское сочинение по теме: «Значение божественной любви в аскетических воззрениях преподобного Симеона Нового Богослова» и вскоре стал преподавателем Московской духовной академии.

Как он был ярок! В этой сверкающей личности каждый, знавший его, выделит своё. Для одних владыка Питирим — прежде всего яркий талант, образец всесторонне талантливого человека: философ и музыкант, публицист и историк, богослов и проповедник. И немало есть людей, которым прежде всего вспомнится не великолепный ум и интеллигентность владыки Питирима, а поток тепла, исходящий от него, — веяние Христовой любви, память о котором сохранится в сердце на долгие земные годы... Да упокоит Господь почившего владыку в селениях праведных. Вечная ему память!