Гергиев Валерий Абисалович

Гергиев Валерий Абисалович

Награждение: 2008

Директор, художественный руководитель Государственного академического Мариинского театра

Награжден за уникальный творческий темперамент, революционный вклад в возрождение Мариинского театра и многогранную деятельность по сохранению и продвижению русской музыки

Русский дирижер. Один из крупнейших симфонических и в особенности оперных дирижеров современности. Родился в Москве 2 мая 1953, по происхождению осетин. Окончил музыкальное училище в Орджоникидзе (ныне Владикавказ), затем Ленинградскую консерваторию у известного педагога И. А. Мусина. Лауреат Международного конкурса дирижеров, проводимого Фондом Герберта фон Караяна (1977). С 1978 — дирижер-ассистент Ю. Х. Темирканова в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (ныне — Мариинский театр). В 1981–1985 возглавлял Государственный симфонический оркестр Армении. С 1988 по настоящее время — художественный руководитель и главный дирижер Мариинского театра (с 1996 — художественный руководитель и директор театра). С 1995 — художественный руководитель Роттердамского симфонического оркестра, с 1997 — главный приглашенный дирижер нью-йоркского театра «Метрополитен-опера» (должность впервые в театре была создана для Гергиева). Основатель и руководитель ряда отечественных музыкальных фестивалей. Народный артист России, кавалер российского Ордена Дружбы и иностранных орденов, лауреат многих международных музыкальных премий.

Расцвет таланта Гергиева связан с его деятельностью в Мариинском театре, где он проявил себя не только как превосходный дирижер, но и как одаренный и успешный организатор музыкально-театрального процесса. Благодаря Гергиеву в театр пришло много талантливых молодых певцов, художников, режиссеров. Георгиев работает также и с режиссерами, ранее не ставившими оперу (яркий пример — сотрудничество с Андроном Кончаловским в постановке Войны и мира С. С. Прокофьева). Театр полностью обновил свой репертуар, часто выезжает на зарубежные гастроли, притом не только с балетными, но и с оперными спектаклями. Сам Гергиев нередко выступает как симфонический дирижер со знаменитыми оркестрами мира.

Приоритеты Гергиева в опере связаны прежде всего с произведениями русской классики — Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского; весьма привлекает его и Вагнер: пример тому — постановка в Мариинском театре Парсифаля, впервые в России после 1917 (спектакль удостоен премии «Золотая маска» сезона 1996/1997). В 2000 в театре началась работа над постановкой тетралогии Вагнера Кольцо нибелунга (состоялись премьеры Золота Рейна и Валькирии). Гергиев — дирижер-режиссер, мастер выстраивания масштабной формы, мыслящий всегда очень драматургично, крупным планом. В начале своей самостоятельной деятельности в Петербурге, в 1989, он провел там фестиваль, посвященный 150-летию со дня смерти Мусоргского, в одном из концертов которого была показана новая, специально заказанная Гергиевым, инструментовка незавершенной оперы Мусоргского Саламбо, а в другом — сыграны подряд две редакции одного сочинения композитора, симфонической картины Ночь на Лысой горе: хорошо известная редакция Римского-Корсакова и очень редко исполняющаяся, весьма смелая авторская редакция.