Баталов Алексей Владимирович

Баталов Алексей Владимирович

Награждение: 2007

Актер, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР

Награжден за создание художественного образа героя нашего времени, воплощающего в себе высшие духовные ценности

Родился 20 ноября 1928 года во Владимире, в семье актеров Московского Художественного академического театра. После войны А.В. Баталов поступил в Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТе. После окончания училища поступил на работу во МХАТ. Однако подошло время службы в армии, и в 1950 году среди других талантливых молодых актеров Москвы он был командирован в труппу Театра Советской армии и прослужил там несколько лет. В 1953 году Алексей Баталов вернулся в родной МХАТ.

В 1954 году А.В. Баталов снимается у режиссёра И. Хейфица в фильме «Большая семья», с этого момента начинается карьера актера в кино. В 1957 году — фильм «Летят журавли», получивший в 1958 году Золотую пальмовую ветвь в Каннах. В 1960 году — «Дама с собачкой», которая, по мнению критиков, была признанна наиболее точной экранизацией одноименного рассказа А.П. Чехова.

Среди ролей А. Баталова: «Живой труп» В. Венгерова по одноименной пьесе Л. Толстого (1969); «Бег» А. Алова и В. Наумова по мотивам произведений М. Булгакова (1971); «Чисто английское убийство» С. Самсонова (1974); «Звезда пленительного счастья» В. Мотыля (1975); «Сгореть, чтобы светить» Н. Чернева (Болгария, 1975); «Москва слезам не верит» В. Меньшова (1979); «Скорость» В. Светозарова (1983), «Зонтик для новобрачных» (1986).

Одной из форм творческого самовыражения А. Баталова стала режиссерская работа. В качестве режиссера-постановщика он снял три картины. Это экранизации классических произведений: «Шинель» по Н. В. Гоголю (1960), «Три толстяка» по Ю. Олеше (1966, совместно с И. Шапиро), «Игрок» по Ф. М. Достоевскому (1973).

Особое место в творчестве А. В. Баталова занимает работа на радио. Его радиотеатр — это театр живого актера, живого многогранного образа, бережного внимания к слову. Среди радиопостановок А. Баталова: «Казаки» Л. Н. Толстого, «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, «Поединок» А. И. Куприна, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира.

С 1975 года творческая биография А. В. Баталова обрела новую грань — он стал преподавателем ВГИКа. В 1999 году он, как художественный руководитель, профессор и заведующий кафедрой актерского мастерства Всероссийского Государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова, осуществляет уже 6-й выпуск своей актерской мастерской. Помимо России ученики А. В. Баталова работают в Киргизии, Белоруссии, Украине, Азербайджане, Узбекистане, многих странах мира. Он часто выезжает за рубеж с мастер-классами по методике Русской актерской школы. В основе его педагогического метода, конечно, лежит школа Художественного театра, многообразный личный творческий опыт. Для него лично педагогика — возможность практического использования всех знаний, навыков, приобретенных за годы работы в кинематографе, театре, на радио, в общении с яркими людьми своего времени.