Святость материнства

Гезалов: «в служении мы не ожидаем похвал или проявления благодарности»

текст:записала Ирина Бырдина, участник «Школы общественного действия» 06.11.2019
Гезалов: «в служении мы не ожидаем похвал или проявления благодарности»

В конце октября на ШОД прошла интерактивная встреча и практический семинар по мотивации психолога Софьи Адищевой, который назывался «Мотивации не существует». Софья рассказала участникам ШОД о том, как сформировать в самих себе ответственную гражданскую позицию.

Адищева поделилась результатами широкомасштабного исследования анонимного опроса о мотивации среди директоров благотворительных фондов, в ходе которого выделили более 50 различных мотиваций в добровольческой среде. Среди них были и личные мотивы, и сострадание с милосердием, и замаливание грехов, и даже минута слабости, тщеславие, страх или случайность. 

Как мы выяснили и среди присутствующих на встрече причины побуждения помогать другим очень разнились, и это ещё раз убедило всех – единой правильной мотивации быть не может. Как не может быть и некоей единой «неправильной» мотивации.

Каждый доброволец руководствуется своими собственными мотивами. Важнейшим качеством для руководителя волонтерской группы является исследование запроса каждого человека персонально. 

Критически важно для руководителя в благотворительности не исходить только из своих желаний и представлений или только из насущных потребностей проекта. Например, не стоит «закрывать человеком дыру».

Софья Адищева рекомендует слушать и задавать вопросы, давать добровольцу то направление для деятельности, которое он хочет и, что не менее важно, может реализовывать. Эксперт также считает, что в реальные действия добровольца следует включить как можно скорее. Обязательно нужно давать людям, пришедшим в добровольчество, почувствовать реальность.

«Хочу - могу – должен»

Также мы затронули тему «Хочу - могу – должен» в контексте многолетнего и систематического добровольчества. На каком-то этапе у многих людей наступает так называемое выгорание. Так часто происходят в том случае, если человека перестает слышать руководство. К тому же, надо понимать, что «хочу мотивы», как назвала их Софья, могут со временем улетучиться. И вместо той радости, которую в самом начале пути приносят встречи с благополучателями, со временем иногда остается только «могу мотив» или «должен мотив». 

По практике работы Социального центра святителя Тихона чаще всего «хочу» заканчивается после 1-2 поездок в ДДИ или дом-интернат, после нескольких фасовок еды или одежды на благотворительном складе или еще нескольких рядовых для благотворительной организации акций.

Со-модератором семинара выступил Александр Гезалов, который рассказал несколько фактов из своей многолетней практики работы с добровольцами.

Не раз я писал на своей странице - добровольцев мало, но не устаю повторять их и не должно быть много. Их должно быть ровно столько, чтобы они решали вопросы и поставленные перед ними задачи. Толпа добровольцев, стоящих в сторонке, вялых, не понимающих задачи своего служения, не принимающих активного участия в жизни благополучателя или НКО / социальной структуры не только не нужна, но и вредит всему добровольческому сообществу.
директор Социального центра святителя Тихона:Александр Гезалов

По мнению Александра, добровольчество отличается от служения. Именно в служении мы не ожидаем похвал или проявления благодарности от благополучателя. Служение даже при изменении обстоятельств не даёт изменится человеку, который этот путь выбрал сам. Служение не предполагает цели уДОБРить всё вокруг, а превращает в правильную циклическую рутину делание добрых дел.

Все новости в программе: Святость материнства