Просветительский проект «Лица Русского Зарубежья. 1920-1945»

Александр Прокофьев-Северский

07.04.2020
Александр Прокофьев-Северский

Александр Прокофьев-Северский

(1894 – 1974)

Лётчик, изобретатель, авиаконструктор и видный теоретик боевого применения стратегической авиации. Один из создателей ВВС США. Обосновал необходимость выделения авиации в отдельный вид вооружённых сил.

Родился в старинной дворянской семье. В 1914 г. выпустился из Морского училища в звании мичмана. Тогда же увлёкся авиацией, в 17 лет совершив свой первый полёт в качестве пассажира.

После начала Первой Мировой войны Прокофьев-Северский прошёл подготовку на Офицерских авиационных курсах. В первом же боевом вылете был тяжело ранен, ему ампутировали ногу.

Страшная рана не поставила крест на его карьере лётчика – Прокофьев-Северский сумел подняться в небо даже с одной ногой: за годы Первой Мировой войны он совершил 60 боевых вылетов и сбил 13 вражеских самолётов.

В 1918 г. Прокофьев-Северский выехал в США, где его застала новость о выходе Советской России из Первой мировой войны.

Наш герой решил остаться в США, где в 1921 г. начал работать военным инженером-конструктором. В 1922 г. Северский (в Штатах его фамилия будет звучать именно так – Северский) основал собственное бюро Seversky Aero Corр. (с 1931 г. – Seversky Aircraft Corp.) Северский запатентовал множество изобретений: автоматическое якорное устройство и расщепляющийся подводный киль для гидросамолетов; противоштопорный парашют; регулируемое сидение пилота; новый способ балансировки органов управления и т.д. Параллельно Северский конструировал самолёты: истребители (P-35, 2PA), амфибию (SEV-3) и другие.

После начала Второй Мировой войны Северский опубликовал книгу «Воздушная мощь – путь к победе», которая разошлась 500-тысячным тиражом. По мотивам книги Уолт Дисней снял документальный мультфильм.

После этого Северский стал необыкновенно популярен во всех слоях американского общества, стал членом 17 научных и общественных организаций, имел степень почетного доктора наук. При этом до конца жизни продолжал лично пилотировать самолёты и к концу 1950-х гг. имел более 13 тысяч часов полета. Президент Трумэн в 1946 г. вручил высшую награду США для гражданских лиц – медаль «За заслуги».