«Мы наблюдаем тенденции глубочайшего кризиса в семье»

23.04.2019

Программа: Святость материнства

«Мы наблюдаем тенденции глубочайшего кризиса в семье»

Публикуем выступление Дмитрия Лаврова, разработчика курса «Семья, нравственность, культура, здоровье» во Владимирской области.

О своем опыте он рассказал на одном из заседаний в рамках форума «Святость материнства», который проходил в Минске в ноябре 2018 года. Модератором круглого стола по теме «Семьеведение в образовании» выступил академик РАО Артур Реан.

Я хотел бы поблагодарить Фонд Андрея Первозванного и белорусских коллег за гостеприимство. И лично вас, Артур Александрович, за предоставленную возможность, во-первых, пообщаться таким кругом, во-вторых, услышать людей, которые пытаются решить эту проблему, которую мы обсуждаем на форуме.

 5.jpg

Как вчера сказал протоирей Дмитрий Смирнов, мы наблюдаем тенденции глубочайшего кризиса в семье. Перед нами сейчас стоят задачи максимальной информированности подрастающего поколения о здоровом образе жизни, о создании и самосохранении семьи, о преступности, наркомании, токсикомании и т.д. Это первостепенные наши задачи.
3.jpg
Мы знаем, что многие родители сейчас охвачены борьбой за существование, забывая о том, что никакие социальные службы – ни школа, ни детский сад – не способны заменить детям родительской любви. А духовное общение с ребенком уходит на второй план.
На первый план выходят материальные ценности, оттесняя духовные. И это большая проблема, которую необходимо решать сейчас. Что касается программы апробации, во Владимирской области мы с 1996 года ввели курс «Семья, нравственность, культура, здоровье». Сейчас он преподается уже в третьей редакции. Есть большое «но»: он преподается в рамках классных часов и договорных обязательств.
4 (1).jpg
Преподают его педагоги детского социально-психологического центра во Владимире, и педагоги ВЕРУ, института повышения квалификации. Разработан он как раз этими двумя учреждениями в 1996 году. По мнению педагогов, на классных часах недостаточно того, что они дают детям. Мы собрали отзывы преподавателей после апробации курса, который предложил Артур Александрович, и ВРАО, и Фонд, и 99 % учителей сказали, что необходимо вводить его в общую образовательную программу.
Курс межпредметный. Все преподаватели отметили, что есть отдельные темы в ОБЖ, литературе, биологии. Но нужно это собирать в один курс, а в других предметах это углублять. Я пришел в управление образования 10 лет назад на должность куратора социальных программ, а до этого 10 лет работал в вузе. Я и высшую школу знаю, и со средним звеном близко знаком. К чему это? Сейчас остро стоит вопрос подготовки кадров. Переподготовка занимает 9 месяцев. Наши учителя подтверждают: не нужно готовить специализированно, достаточно переподготовки и глубокой методической поддержки, поскольку учителя-предметники - не специалисты. Биолог - не психолог, химик – не специалист по ОБЖ, это вообще отдельная тема. Важно выстраивать образовательные программы таким образом, чтобы понятие «привитие традиционных семейных ценностей» начиналось с дошкольных образовательных учреждений. Это основной и ключевой момент. Нужно, чтобы родители под контролем психолога-педагога могли пообщаться, задать вопросы. Не только чаепития в семье, это очень сложно, но именно такие большие мероприятия. Пускай они будут раз в месяц проходить, это было бы идеально! Раз в месяц, раз в два месяца, но они должны быть.
Вывод № 1: нужна подготовка, обязательная методическая поддержка.
Вывод № 2: начинать нужно с начальной школы, уже с дошкольного образования прививать нужные ценности. И третье - это повышение квалификации. Спасибо.